Ads

Новости

Titulo

Три лица Поднебесной: основы китайского общества

Иероглиф «Тао» (путь)
В последние годы все мы только и слышим о китайском экономическом чуде, но мало кто задумывается, что секрет китайского чуда кроется в особенностях менталитета и философии этой нации. Сегодня с уверенностью можно сказать, что на формирование политических традиций китайцев важнейшее влияние оказали три учения: даосизм, легизм и конфуцианство. При этом центральное место аналитики отводят именно конфуцианству. 

Текст: Наталья Май

В основу даосизма положен принцип «дао» (путь, объективно существующие законы природы) и концепция «недействия», которая подразумевает «не ничего неделание», а гармоничное встраивание индивида в «дао». Поскольку указанная концепция стремится минимизировать политическое действие, даосизм рассматривается как уход от политических реалий.

Полной противоположностью даосизму является легизм — материалистическое, политико-ориентированное течение, легитимирующее абсолютную власть суверена, а также самые жесткие меры по ее поддержанию.  

Определенные элементы этого учения были заимствованы конфуцианством. Конфуцианство вообще можно рассматривать как некую золотую середину между даосизмом с его аполитизмом и легизмом с его склонностью к четкому позитивизму и реальной политике.  Как официальная идеология всех императорских династий конфуцианство оказало большое влияние на китайское общество и сегодня рассматривается как центральный элемент традиционной политической культуры китайцев.

На самом деле жизнь проста, но мы настойчиво ее усложняем

Именно так говорил Конфуций, великий философ и государственный деятель, положивший начало одноименному философскому течению. Родился он в 551 г. до нашей эры в царстве Лу. Отец Конфуция Шулян Хэ был храбрым воином из знатного княжеского рода. В первом браке у него родились только девочки, девять дочерей, а наследника не было. Во втором браке столь долгожданный мальчик родился, но, к несчастью, был калекой. Тогда, в возрасте 63 лет, он решается на третий брак, и его женой соглашается стать молодая девушка из рода Янь, посчитавшая, что нужно выполнить волю отца. Видения, которые посещают ее после свадьбы, предвещают появление великого человека. Рождению ребенка сопутствует множество чудесных обстоятельств. Согласно традиции, на его теле имелось 49 знаков будущего величия.
Так родился Кун-фу-цзы, или Учитель из рода Кун, известный на Западе под именем Конфуция.


Отец Конфуция умер, когда мальчику было 3 года, и молодая мать посвятила всю жизнь воспитанию сына. Ее постоянное руководство, чистота личной жизни сыграли большую роль в формировании характера ребенка. Уже в раннем детстве Конфуций отличался выдающимися способностями и талантом предсказателя.  Маленький Конфуций был далек от игр, свойственных его возрасту. Главным его развлечением стали беседы с мудрецами и старцами. В 7 лет его отдали в школу, где обязательным было освоение шести умений: умение выполнять ритуалы, умение слушать музыку, умение стрелять из лука, умение управлять колесницей, умение писать, умение считать.

Не важно, насколько медленно ты движешься, главное — не останавливаться.

Конфуций родился с беспредельной восприимчивостью к учению, пробужденный ум заставлял его читать и, самое главное, усваивать все знания, изложенные в классических книгах той эпохи, поэтому впоследствии о нем говорили: «Он не имел учителей, но лишь учеников». При окончании школы Конфуций один из всех учащихся сдал сложнейшие экзамены со стопроцентным результатом. В 17 лет он уже занимал должность государственного чиновника, хранителя амбаров. «Мои счета должны быть верны — вот единственно о чем я должен заботиться», — говорил Конфуций. Позже в его ведение поступил и скот царства Лу. «Быки и овцы должны быть хорошо откормлены — вот моя забота», — таковы были слова мудреца.

Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься.

Одним из кульминационных моментов в его жизни стало приглашение благородного правителя посетить столицу Поднебесной. Это путешествие позволило Конфуцию в полной мере осознать себя наследником и хранителем древней традиции (таковым считали его и многие современники). Он решил создать школу, основанную на традиционных учениях, где человек учился бы познавать Законы окружающего мира, людей и открывать собственные возможности. Конфуций хотел видеть своих учеников «целостными людьми», полезными государству и обществу, поэтому раскрывал им различные области знания, основывающиеся на разных канонах. 


Слава о нем распространилась далеко за пределы соседних царств. Признание его мудрости достигло такой степени, что он занял пост Министра правосудия — в те времена самую ответственную должность в государстве. Он сделал так много для своей страны, что соседние государства стали опасаться царства, блестяще развивавшегося усилиями одной личности. Клевета и наветы привели к тому, что правитель Лу перестал внимать советам Конфуция. Конфуций отправился в путешествие по стране, наставляя правителей и нищих, князей и пахарей, молодых и стариков. Везде, где он проходил, его умоляли остаться, однако он неизменно отвечал: «Мой долг распространяется на всех людей без различия, ибо я считаю всех, кто населяет землю, членами одной семьи, в которой я должен исполнять священную миссию Наставника».

Для Конфуция знание и добродетель были едины и неразделимы, и поэтому жизнь в соответствии с его философскими убеждениями являлась неотъемлемой частью самого учения. «Подобно Сократу, он не отбывал «рабочее время» со своей философией. Не был он и «червем», зарывшимся в свое учение и сидящим на стуле вдали от жизни. Философия была для него не моделью идей, выставляемых для человеческого осознания, но системой заповедей, неотъемлемых от поведения философа». В случае Конфуция можно смело ставить знак равенства между его философией и его человеческой судьбой.

Когда тебе плохо — прислушайся к природе. Тишина мира успокаивает лучше, чем миллионы ненужных слов.

Умер мудрец в 479 году до нашей эры; свою смерть он предсказал ученикам заранее.
Несмотря на внешне скромные биографические данные, Конфуций остается величайшей фигурой в духовной истории Китая. Один из его современников говорил: «Поднебесная давно пребывает в хаосе. Но ныне Небо возжелало сделать Учителя пробуждающим колоколом». Путь Конфуция от учебы через познание «воли Неба» к свободному следованию желаниям сердца и соблюдению правил поведения, которые он считал священными, стал нравственным ориентиром всей культуры Китая. 

Что это означает

Толкование конфуцианского канона определяет историю Срединного государства желтых людей (Китая) как циклический процесс витков перемен. Суть: переход общества из состояния «хуньлуань» (хаос) в состояние «сяокан» (малое процветание или, иначе, общество приемлемого состояния), а затем, желательно, и в состояние «датун» (великое единение или общество идеального состояния). 

По сути, идеологическая подоплека расцвета Китая в XXI столетии  — это движение по пути к прекрасному будущему, условно обозначенному как «Расцвет Новой Тан». Истоки такого названия нужно искать в истории, когда императоры эпохи Тан прославили ее великими достижениями в культурной, экономической, политической областях. Период эпохи Тан признан современными китайскими и иностранными учеными одним из самых блистательных периодов в истории государства. И в памяти простого народа эпоха Тан стойко ассоциируется с тем, что в средневековой Европе называли «золотым веком». Поэтому современные китайцы стараются привлечь дух «золотого века», успех, расцвет дел, вплетая в названия магазинов, гостиниц, загородных «таун-хаусов» иероглиф Тан. И уверенными шагами идут к построению общества «сяокан». Идут навстречу периоду процветания, успеха, наивысшего взлета. 

Идеалом же китайского общества, согласно традиции, является датун. Достижение его возможно только при условии, что общество сяокан не сваливается назад в период состояния хуньлуань. Для чего и нужны условия, при которых разнородные силы в обществе будут собраны в гармонию мира и трансформируются в единую силу датун. Суть в единстве по всем вопросам от самого верха до самого низа, и осознанное взятие обязательств с неукоснительным выполнением.


Древние мыслители указывали и на то обстоятельство, что при достижении сяокан стабильность в обществе становится хрупкой и требуется особая тщательность в управлении государством. Причина в том, что Великое Дао, учение о котором освещает путь развития общества, которым руководствуются правители, при достижении обществом сяокан, обретая достаток, в силу изменения восприятия мира, смены внутреннего императива может быть проигнорировано обществом. Во многих областях жизни общество начинает отходить от принципов Пути Неба. Теряя Дао, общество сяокан утрачивает стержень развития, уклоняется в сторону от «правильного» пути, уходя в область разрушения. Иногда несколько раз, переживая ренессанс в виде периода удержания стабильности, в зависимости от складывающейся ситуации, общество может либо получить основу для перехода в датун, либо вновь сорваться в состояние хаоса хуньлуань. 

Возможно, кому-то воззрения,  изложенные в этой статье, покажутся пустой теорией или сказками  древних времен.  Но, похоже, Украина сейчас находится как раз на витке, когда область разрушения совсем рядом. Пожелаем нашим политикам китайской мудрости. Словами Конфуция:
«Благородный человек ставит на первое место долг. Сначала проявляет долг, затем приобретает выгоду, поэтому людям не надоедают его приобретения».



Технологии Blogger.