Ads

Новости

Titulo

Северная Европа: лучшие места в зрительном зале истории


“Я горжусь своей страной и тем, что убийца моего сына будет наказан именно так…”, — прокомментировал вынесение приговора Андерсу Брейвику капеллан Роальд Линакер — отец 23-летнего Гуннара, погибшего от рук экстремиста. Возникает жуткое недоумение. Да как же так, черт возьми? Чудовище-Брейвик угробил 77 человек и за свое, со времен Гренделя неслыханное в этих местах, преступление будет сидеть всего 20 лет в комфортной трехкомнатной квартире на полном обеспечении? Книги, фильмы, еда плюс еще будет 8 евро в день “на шоколадки” в тюремном магазине... До чего же они докатились в своей Северной Европе? Какая-то правовая варяжская дикость! К стенке эту сволочь и все!

Текст: Владимир Красноголовый


Но где-то на краю сознания возникает одно странное ощущение... Роальд Линакер, 53-летний военный священник, бывший мэр коммуны Барду на Севере Норвегии на момент вынесения приговора уже около года не выполнял служебные обязанности — трагедия не могла пройти даром, но такой человек не будет говорить не подумав. И 74% норвежцев, судя по опросу проведенному перед окончанием суда над Брейвиком, считают преступника вменяемым и согласны с потенциальным приговором. Страшно признаться, но это странное ощущение скорее похоже на восхищение норвежцами. Восхищение оттого, что они могут так думать и стыд за то, что мы не готовы к подобному мышлению. Так как же Северная Европа до этого докатилась?

Норвегия


Драконы и пробы демократии

В первом тысячелетии нашей эры в этих местах Беофульф сражался с драконами, принц Гамлет рефлексировал по поводу мести своему дяде, компания “Эрик Рыжий и сыновья” искала Америку, а славяне дергали некоего Рюрика чтобы тот пришел и решил их проблемы. Кстати, по одной из версий первый из Рюриковичей вполне может быть датским конунгом Рёриком Ютландским, по совместительству дедушкой Гамлета — понятно откуда тогда у нас привычка “долго запрягать”. 

В общем обычный средневековый бардак. Однако в IХ веке викинги заселили Исландию и вследствие некоторой ее отдаленности от большой феодальной политики Европы там сформировалась совершенно уникальная государственная система — исландское народовластие, возможно первый пример демократии в истории. Медитативные пейзажи острова располагали к творчеству и исландцы в эпоху народовластия скопом писали саги, что по сути являлись мыльными операми из жизни богатых семей страны. Демократию там задавили в XIII веке, и ничего существенного вплоть до появления Бьорк потом в Исландии не случалось. Однако “народовластие” островитяне не забыли, но мы к этому еще вернемся…

Исландия

Попытки евроинтеграции

В следующем тысячелетии Скандинавия все пыталась адаптировать к себе модные в бурной Европе веяния — то феодальную раздробленность, то, наоборот, объединения. Кальмарская уния Швеции, Норвегии и Дании с главенством последней продержалась с конца XIV по начало XVI веков. Все европейские стандарты пробовались на севере с явным запозданием, даже рыцарство расцвело здесь лишь в XVI веке, но было адаптировано удачно и дало Швеции мощную и благородную династию Васа. Отпрыски этой династии лихо выступили в тридцатилетней войне и Швеция в XVI веке становиться европейской империей со всеми сомнительными радостями и гордыми комплексами великодержавности. Ей бы так и страдать от этого, но выскочка из московских лесов да болот Пётр Первый в 1709 году разгромил последнего рыцаря Европы — Карла XII-го под Полтавой. После чего, по словам историка Петера Энглунда: “Шведы покинули подмостки мировой истории и заняли места в зрительном зале”, а с ними и вся Северная Европа перестала участвовать в больших континентальных разборках.

Опытные зрители

За первые 200 лет созерцания и отказа от амбиций северяне, видимо, научились выбирать из мирового опыта лучшее и безболезненно примерять к себе. Так Альфред Нобель с самыми пацифистскими мыслями взял открытый в Италии нитроглицерин обуздал его и создал динамит, а так же принялся добывать не особо востребованную Российской Империей нефть близ Баку. В ошибочном некрологе европейские журналисты обозвали Нобеля “миллионером на крови” и ученый серьезно задумался о следе в истории, прожил еще 8 лет и его завещание теперь, пожалуй, самое известное в мире (кстати, премия, которая вручается каждый год на 80% состоит из средств от бакинской нефти и лишь на 20% из выручки за патенты).

Норвежцы на рубеже XIX-XX веков поняли, что несмотря на заслуги их предков в открытии Америки (помните Эрика Рыжего и сыновей?) и вообще профессиональных путешествий как таковых — воспользоваться шарообразностью земли гораздо лучше смогли испанцы и англичане. Мест для новых открытий почти не осталось и потому они решили достойно тему путешествий закрыть. Фритьоф Нансен совершил неплохую попытку добраться к Северному Полюсу, а Роальд Амундсен удачно покорил Полюс Южный, но самым известным и, пожалуй, последним настоящим путешественником докосмической эры стал неисправимый романтик и искатель “иных путей” Тур Хейердал.

После Первой Мировой Войны сформировались теперешние границы государств Северной Европы. Финляндия впервые в истории стала независимой и сразу же поспешила с подмосток в компанию к зрителям. Первый руководитель страны, бывший российский генерал Карл Густав Маннергейм, при дворе Николая II и в русской армии на большую политику и “созидание истории” насмотрелся достаточно.

Финляндия
Шведы, пока западный мир съедала Великая Депрессия одними из первых догадались, что капиталистическая экономика далека от саморегуляции и выбрали левое правительство во главе с политическим гением Пером Ханссоном. Идею “кейсианства” Ханссон подметил, конечно же, на западе и в течение двух лет справился с кризисом в стране. Оказалось, что из зрительного зала такие вопросы виднее. Умер премьер-министр от сердечного приступа на трамвайной остановке, руководить страной он каждый день ездил на трамвае вместе с обычными гражданами...

"В меру нормально..." 

Есть в норвежском и шведском языках непереводимое слово “lagom” примерно оно означает “в меру нормальный”, на практике это историческое, а то и генетическое стремление к балансу, продуманности и гармонии во всем. Чем же еще объяснить, что в то время как лидеры демократического мира устраивали охоту на коммунистических ведьм, в Скандинавии начали применять социалистические идеи? И привело это к совершенно иным, “нормальным” результатам, в отличие от страны за железным занавесом. 

“В меру нормальными” в Северной Европе впоследствии признали однополые браки. Даже Шведская Лютеранская Церковь решила их регистрировать. К 300-летию пребывания в зрительном зале, насмотревшись всякого и многое обдумав северяне более чем кто-либо стали стремиться к равноправию. Видимо, глядя на т.н."Великие державы" оказалось не сложно разобраться в том, что терпимость и сотрудничество практичнее чем дискриминация и национализм.

Скульптурный парк Вигеланда в Осло
О Северной Европе сейчас не говорят каждый день в новостях, кажется, будто нет ничего на глобусе незаметнее этих стран. Но когда, сидя в кресле от IKEA, проверив новые сообщения  в своей Nokia, попивая Carlberg и глядя на тоскливую осеннюю погоду вдруг вспомнится “Summer Moved On…” от A-ha и вы подумаете: “ну… в принципе нормально” — знайте, что накрывший вас “lagom” произведен именно в такой незаметной на глобусе Северной Европе.

Культурная экспансия

На подмостки мировой культуры, в отличие от истории, северяне выходили не стесняясь и прекрасно себя зарекомендовали многие:  от автора вызывающих скульптур Вигеланда и экспрессиониста Мунка до вопиюще практичного дизайнера Кааре Клинта и созерцательного кинотворца Ингмара Бергмана

Дизайн Кааре Клинта
А какие потрясающие женщины Гретта Гарбо и Ингрид Бергман прошлись по подиуму классического Голливуда? В последнее время в чести скандинавская литература — мрачняк от Стига Ларсена и Хеннинга Манкеля отличный баланс или “lagom” между развлекательным и серьезным чтивом. 

Американцы покупают права на суровые северо-европейские сериалы,  неспешность и продуманность таких хитов как “Мост” и “Убийство” спасают самый продуктивный на планете кинобизнес от кризиса идей. Но есть и исключения также прекрасного качеста: вряд ли США или Россия приобретут, а у нас на Банковой, 11 вряд ли посмотрят и вдохновятся датским сериалом “Правительство”. Там женщина премьер-министр ездит на работу на велосипеде и получает профессиональное удовольствие если удается сделать что-то полезное для избирателей. И это в стране где нет ни одного миллиардера и люди, судя по опросам, самые удовлетворенные жизнью на континенте...

Копенгаген, Дания

Драконы и демократия возвращаются

Но не только культура и товарные бренды делают делают Северную Европу трендом XXI века. Совершенно неожиданно сквозь дым вулкана Эйяфьятлайокудль заявила о себе тихая Исландия. Да так, что лидеры “свободного мира” предпочли бы этого заявления не слышать. В результате кризиса банковской системы в 2008 году прогорели ведущие частные финансовые учреждения страны, под завязку набитые евро-американскими инвестициями. Мировое сообщество обязало Исландию погасить долги, но викинги отвечать за косяки одних частных лиц перед другими наотрез отказались. 

Представьте, что берет горстка людей кредиты за границей и кладет себе в карман, а расплачиваться за них приходится вам, и потому растут цены, дорожает “коммуналка”, налоги всякие дикие появляются... а ведь запросто представить, да? Так вот исландцы в ситуации разобрались и вспомнили, что народовластие или демократия для них еще с IX века не просто громкие слова. Давление мирового сообщества было беспрецедентным, но гордые островитяне на него забили и всей нацией сели сочинять онлайн... нет, не сагу, а новую конституцию. И начинается она теперь словами: «Мы, люди Исландии, желаем создать справедливое общество, где каждый из нас будет иметь равное место за общим столом». Сказано — сделано! Экономика не рухнула — исландцы люди работящие, а природные ресурсы страны и ведущие банки теперь находятся в общественной собственности и контролируются большинством. Мировые финасовые воротилы в ужасе от маленького северного острова, а сделать ничего не могут...

Рейкъявик
Начать думать подобным образом, бороться за свои права, пожалуй, так же сложно как понять отца, что гордится страной, которая не стала адекватно мстить маньяку, убийце его сына. Но когда-то начинать думать надо...

В дремучие времена Беовульф, на пороге переосмысления мира в соответствие с новыми христианскими идеями жестоко расправился с вышедшим из тьмы былого варварства “потомком Каина” — Гренделем, однако монстры собственного варварского прошлого его все равно не отпустили и в итоге Беовульф погиб в борьбе с  драконом. Современные Грендели и драконы вроде Брейвика и подобных ультра-правых чудовищ будут насмерть стоять за очередную уходящую варварскую эпоху. Олигархи не допустят да и мы сами еще долго не будем готовы к прямой демократии “по-исландски”. Но мир уже начал меняться. Такой вот неоспоримый северо-европейский факт...

Вперед, в будущее...

При посещении Швеции, Норвегии, Исландии, Финляндии, Дании у нас есть уникальная возможность немного заглянуть в собственное будущее. Оно конечно не кричаще-технологичное как в американских блокбастерах и не слащаво-утопическое как в речах советских лидеров. Оно скорее — Lagom är bäst, “очень посередине, очень нормально...” если переводить дословно, а для людей в головах которых это будущее уже наступило эта фраза звучит как  “лучшее, что может быть”...

Швеция
P.S. В июне 2013 года Роальд Линекер, потерявший сына летом 2011-го после двух лет перерыва снова приступил к обязанностям каппелана, т.е военного священника. Жизнь продолжается...
Технологии Blogger.