В 1934 году Хемингуэй с женой и друзьями дважды ездят в Африку на сафари. В 1935-м выходит его документальная проза “Зеленые холмы Африки” — довольно неоднозначное чтиво для современной, вегетарианской в эмоциях и в литературе публики. В книге есть наслаждение охотой и убийством красивых животных, великолепные пейзажи, разделывание кровавых туш, литры виски, любование звездами из уборной, рассуждения об искусстве, отмахиваясь от насекомых, восхищение Толстым и Тургеневым откуда-то из-за линии экватора. Все то за что мы любим и не любим Хемингуэя.
Благодаря ему Африка в XX веке входит в некоторый негласный шовинистический, но очень популярный мужской кодекс: любить и расставаться с умными женщинами, пить с ними вино в Париже, ездить в Испанию на корриду, там тоже пить вино, побывать на войне, найти ее мерзкой, но все равно участвовать по возможности и убеждениям в новых войнах, пить плохое вино на войне, на Кубе пить ром, в Африке охотиться и пить виски. В последней даже можно красиво умереть, задумавшись о том, что же делает труп леопарда в снегах Килиманджаро.
Цитата:
«Сейчас я хотел только одного: вернуться в Африку. Мы еще не уехали отсюда, но, просыпаясь по ночам, я лежал, прислушивался и уже тосковал по ней».
Как бы ни было сложно в этом признаться, но вот этот мужской абсолют с элементами самолюбования стал мощнейшим туристическим фактором, по крайней мере что касается черной Африки. А слово “сафари” заставляет бурлить тестостерон несмотря на то какой бы безобидный смысл в него сейчас индустрией не вкладывался. Джон Хьюстон, Хэмфри Богарт, Роберт Редфорд и другие приняли правила папы Хема — их Африка и путешествия вдохновлены именно им.
Эрнест Хэмингуэй в Африке, 1954 |
Мир меняется, сейчас можно отрастить бороду и не есть мяса, убивать животных — преступление, даже войны гибридные, а Хемингуэй и его Африка остались такими как в “Снегах Килиманджаро”. Всегда будет с чем сравнивать.