Ads

Новости

Titulo

Театр острова Бали: искусство и ритуал


Индонезийские культура и искусство очень самобытны. Не в последнюю очередь это определяется географическим положением Малайского архипелага, который находится на перекрестке морских торговых путей – между Индией и Китаем. 

Текст: Александр Морозов

Возникали города и поселения, строились храмы и создавались скульптуры, происходили культурные и религиозные заимствования и адаптация. Все вместе это и определило облик культуры Индонезии. Среди высоких достижений архитектуры, скульптуры, живописи, резьбы по дереву и кости особое место занимает театр, или, если быть более точным, массовый танец, в котором используются маски, колокольчики и прочая атрибутика. Наибольшую известность получил так называемый балийский театр. 

Акценты:
Бали – это небольшой остров недалеко от Явы, и он является одним из основных центров индонезийской культуры XI–XIII веков. В первую очередь он интересен не только свой природой, но и тем, что в эпоху исламизации именно здесь оставалась практически нетронутой яванская традиция, сохранялся индуизм и буддизм. 

Ваянг-живопись: Великая битва потомков Бхараты

Балийскую культуру изучали такие знаменитые антропологи и этнографы, как, например, Маргарет Мид. Разумеется, они не обделяли своим вниманием и столь яркое и колоритное искусство, как театр. 

Театр в Индонезии называют «ваянгом». Среди многочисленных значений этого слова, в первую очередь стоит выделить – «плоская или объемная кукла». Также ваянг означает «театр, спектакль, театральная пьеса». Это слово входит во все названия театральных представлений на островах Ява, Бали в Индонезии и в Малайзии.

Однако это не простые представления. По своей сути они стали составной частью религии, имеющей главной целью – разговор или задобрение духов предков или божества. Балийский театр – это часть ритуала, старающегося достичь красоты, мира и гармонии.

Балийская религия, которую также называют «балийским индуизмом», является смесью культа предков, анимизма, индуизма и буддизма. Одно из ключевых положений – противоположности, на балансе которых держится гармония в мире. Именно на этих принципах и строится индонезийский театр.

Куклы для ваянг-голек
На Центральной Яве была найдена каменная плита, содержащая одно из самых ранних письменных упоминаний о ваянге, датированное 907 годом. В конце XIII века (период Маджапахит) складываются окончательные формы разных театральных направлений. До наших дней они дошли практически неизмененными. Общими чертами являются репертуар, стилистика образов персонажей. Герои ваянга – боги и духи, принцы и принцессы. Его персонажи носят национальную одежду и поступают соответствующим образом.

Акценты:
Ваянг – это и куклы, и театр, и представление, и еще – тени предков. Когда-то спектакли были не развлечением, а ритуалом общения с духами, у которых просили защиты. Различают ваянг-кулит – театр теней; ваянг-голек – театр деревянных кукол; ваянг-топенг – театр актеров в масках (открывает статью маска для ваянг-топенг); ваянг-оранг – драматический театр. 

Ваянг-кулит
Для балийцев и яванцев ваянг – это еще и тень, дух, призрак, что отражает саму суть театра теней и связано с его происхождением. Предполагается, что представления ваянгов восходят к древним обрядам вызова духов предков. Возникающие на экране тени кукол говорили голосом жреца-колдуна-кукловода, отвечали на волнующие людей вопросы. В основном цель подобных ритуалов – испросить удачной охоты, плодородия на полях и т.п. Но эти функции сохранились даже тогда, когда кукольные представления из ритуальных перешли в категорию театральных.

Кукловод даланг выполняет сразу несколько функций – манипулирует куклами, говорит за них. Фоном к его репликам служит музыкальное сопровождение оркестра гамелан. Далангом может быть священнослужитель, кукольный мастер, научный работник  и другие. Представление разыгрывают за белой ширмой. В Театре теней зрителей сажают как по одну, так и по другую сторону ширмы.

Ваянг-голек
Куклы изготовляются из буйволовой кожи и прикрепляются к бамбуковым стержням. Зрители видят лишь тень кукол на белом экране, подсвечиваемом электрической или керосиновой лампой.

Музыка, как и все в этом театре, своеобразна, сами музыканты сравнивают ее с лунным светом или струящейся водой, в ней нет ни начала, ни конца. Посредством такого музыкального сопровождения создается ощущение иного мира.

Ваянг-вонг, или ваянг-оранг – это представление, где выступают живые люди, но в основе их те же сюжеты, взятые из «Рамаяны», «Махабхараты», яванских сказаний и др. Зародился этот жанр относительно недавно, но популярен он во всех районах Явы и Бали. Характерная его особенность — то, что благородных героев в нем, как правило, играют женщины, загримированные под юношей.

Ваянг-оранг
Как бы вариантом ваянг-вонг считается ваянг-топенг, с той лишь разницей, что здесь все актеры играют в масках и не разговаривают, потому что маску они удерживают зубами за кожаный язычок на ее тыльной стороне. А в ваянг-вонг в масках выступают только великаны, обезьяны и другие звери. 

Основным репертуаром для ваянг-топенг являются эпизоды из яванских исторических хроник, включая сказания о Панджи. Фактически это танцевальное представление. В этом случае актеры в масках разговаривают, хотя и немного. Чаще всего ваянг-топенг показывают на свадьбах и других праздниках. 

Что же касается самих индонезийских масок, в первую очередь яванских и балийских, то они великолепны и разнообразны.

Ваянг-вонг ведет свое происхождение с Центральной Явы от первого султана Джокьякарты Хаменгкубувоно I, который в 1760 году показал первый ваянг с живыми артистами. 

Представления давались редко — раз в полтора года, но зато четыре дня подряд, и каждый день спектакль длился 16 часов без перерыва. На Бали театр живого актера самый популярный.

Кукла для ваянг-кулит
В 1931 году в Париже проходила Колониальная выставка, в рамках которой шли представления балийского театра, которые имели ритуальную структуру, основанную на жертвоприношении. Именно это обстоятельство покорило воображение гениального безумца Антонена Арто, написавшего по этому случаю статью, включенную впоследствии в книгу «Театр и его Двойник». 
Антонен Арто: 
Этот чисто народный, не священный театр дает нам потрясающее представление об интеллектуальном уровне народа, взявшего за основу своих публичных увеселений борьбу души, попавшей во власть призраков и фантомов потустороннего мира. 
Не имеет особого значения, насколько выводы Арто соответствовали действительному содержанию представлений, главное, что они оказали существенное влияние на формирование его идей. 

Технологии Blogger.