Одни из самых достоверных пейзажей в мировой живописи — пейзажи Эдварда Мунка. Хотя исследователи давно доказали несовпадение топографических реалий, в Осло вы будете доверять не им, а ему — едва ступив на норвежскую землю ощутите себя персонажем его картин. Одна из благополучнейших стран мира неожиданно хорошо подходит для того, чтобы предаваться меланхолии на идеально узнаваемом берегу с мунковского холста “Меланхолия” и чтобы испытывать ужас перед зомби-парадом напрочь отсутствующего у нас в стране среднего класса в “Весенний вечер на Карл-Юханс-гате” — главной улице Осло, которая, кстати, совершенно не изменилась за прошедшее столетие.
"Весенний вечер на Карл-Юханс-Гате", 1892 |
Сюда надо приехать, чтобы своими глазами в реальности увидеть фишку Мунка — волнистые линии береговых обводов, параллельные, насколько параллельными могут быть кривые. Во всех двух тысячах картин и пяти тысячах рисунков у Мунка нет ни одной длинной прямой линии, ни одного острого угла. Сюда надо приехать, чтобы почувствовать, в какой великолепной пропорции смешиваются в вашем сознании лекала мунковских картин, норвежских фьордов, викинговских кораблей в здешнем музее.
"Меланхолия", 1892 |
Но и конечно здесь можно приобрести самый популярный норвежский сувенир — застывшего в истошном вопле надувного гуманоида — репрезентацию ужаса — больше говорящую о нашей эпохе, чем о своем происхождении. Как мы дошли до того, что “Крик” одна из самых известных картин в истории мировой живописи? Даже тот, кто ни разу в жизни не слышал имени Мунка, ни разу в жизни не был в музее, ни разу в жизни не раскрыл художественного альбома, знает "Крик". Беззвучный вопль, предвосхитивший не только появление экспрессионизма, но и все отчаяние XX-го и по-настоящему начавшегося лишь 11 сентября 2001 года, XXI века, вырывается из-под кисти Эдварда Мунка.
Эдвард Мунк:
Как-то вечером я шел по тропинке, с одной стороны был город, внизу — фьорд. Я чувствовал себя усталым и больным. Я остановился и взглянул на фьорд — солнце садилось и облака стали кроваво-красными. Я ощутил крик природы, мне показалось, что я слышу крик. Я стал писать картины, и со временем написал облака как настоящую кровь. Тогда цвет стал вопить.
"Крик", 1893 |
Удивительно, что реальное место “Крика” можно установить с точностью до десятка метров — вполне узнаваем вид на Осло-фьорд и город с холма Экеберг. О картине написаны тома исследований: есть версия, что в конце XIX века под холмом были скотобойня и рядом заведение для душевнобольных, и порой, мычание коров перед смертью сливалось с воплями пациентов психушки. Историки говорят, что причиной кроваво красных закатов то тут то там по всей Земле в конце XIX века были частицы пепла вулкана Кракатау в атмосфере, извержение которого произошло в 1883 году. Но при этом арт-туристы уверены, что без коров и вулканического пепла именно сейчас в локации “Крика” снова появляется ощущение надвигающегося ужаса, проклятия, которое уловил на стыке эпох Эдвард Мунк. К чему бы это?
Где увидеть картину:
Мунк создал четыре версии «Крика», используя различные техники:
В музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом, и одна пастель.
В Национальном музее Норвегии выставлена наиболее знаменитая, вторая по счёту версия. Она написана маслом.
Единственная версия сюжета, остающаяся в частных руках, выполнена пастелью. Она принадлежала норвежскому миллиардеру Петтеру Олсену, который выставил её на аукцион 2 мая 2012 года. В итоге картина была продана Леону Блэку за 119 млн 922 тыс. 500 долларов, что на то время представляло рекорд для произведений искусства.
Акценты:
«Крик» не раз становился мишенью злоумышленников:
В 1994 году картина была украдена из Национальной галереи. Несколькими месяцами позже она была возвращена на свое место.
В 2004 году «Крик» и другое известное произведение художника «Мадонна» были украдены из музея Мунка. Обе картины были возвращены в 2006 году. Они получили некоторые повреждения и снова были выставлены на показ в мае 2008, после реставрации.
Эдвард Мунк. "Автопортрет в аду", 1903 |