Ads

Новости

Titulo

Места из известных картин в реальности: Маленькая улочка в Делфте (Ян Вермеер)


Именно “портретами кирпичей” в отличие от общих “впечатлений” Моне называл живопись голландского быта и улиц XVII века журналист и искусствовед Петр Вайль. Уголки улиц Амстердама сотнями писал Питер де Хоох, но недосягаем остался со своими всего двумя, сохранившимися до наших дней пейзажами — Ян Вермеер Дельфтский.

Ян Вермеер — жемчужина, вспышка, драма и квинтэссенция “золотого голландского века”. Недолго живший (43 или 44 года), мало написавший, поздно открытый, гений и нищеброд. О нем известно очень немногое — у художника даже нет даты рождения, восстановить его биографию отчасти удалось лишь по сохранившимся документам о рождении и крещении детей (которых он завел 15 человек), накладных и закладных на дом и трактир “Мехелен”, поручительствам нотариусов, долговым распискам.

Ян Вермеер. Девушка с жемчужной сережкой.
В наше время известно лишь 34 его картины, предположительно написал он их не более 60. Работал очень медленно и стремился к идеалу.  Но сейчас он словно наверстывает упущенное при жизни — его “Девушка с жемчужной сережкой” сводит с ума современных молодых людей (кстати, посмотрите одноименный фильм со Скарлетт Йоханссон и Колином Фертом, очень вольная, но красивая экранизация романтического эпизода из жизни художника-загадки по бестселлеру Трейси Шевалье), а в романе Марселя Пруста “Пленница” герой цикла “В поисках утраченного времени” Бергот умирает на выставке, любуясь желтой стеной на картине Вермеера “Вид Делфта”.

Ян Вермеер. Вид Делфта.
Но Делфт давно уже не такой как на “Виде Делфта”, а вот одной из немногих связанных с именем Вермеера искусствоведческих тайн, которые удалось разгадать является местоположение “Маленькой улочки” — работы предположительно 1657-1661 годов. Четкая геометрия линий кирпичного фасада здания и мостовой и тихая сдержанность фигур на картине производят впечатление нехватки движения, и именно это как бы затягивает зрителя — ждешь и не можешь дождаться чего-то необычного в самой обычной, бытовой ситуации. Нечто должно случиться, в воздухе даже зависло напряжение, но не случится на этой улице уже никогда.

Ян Вермеер. Маленькая улочка.
Где эта улочка, где этот дом?”, — с 1921 года, со времени когда картина попала в Рейксмузеум в Амстердаме, вопрошали исследователи. И вот в мае 2016-го главным событием туристической и музейной истории Делфта стала выставка “Вермеер возвращается домой. Маленькая улочка” — впервые за 320 лет картина прибыла в город, где была создана. И в музей Принсенхоф, что, как оказалось, находится совсем рядом с местом, изображенным на картине. Франс Грийзенхаут, профессор истории искусств в Университете Амстердама, отыскал координаты домов, изображенных нидерландским художником, что стало главной европейской арт-сенсацией прошлого года. Вермеер написал улицу Фламингстраат (Vlamingstraat) — место, где сейчас находятся дома №№ 40−42.

Так это место выглядит сейчас. 
Неоспоримые доказательства того, что адрес верный, Грийзенхаут нашёл в “Реестре дноуглубительных работ в Дельфте” 1667 года. Это записи о том, какой налог каждый домовладелец должен заплатить за поддержание набережной на его улице. В книге с точностью до 15 сантиметров описывается ширина всех зданий и проходов между ними во времена Вермеера. Основываясь на этом, ученый вычислил единственное место, полностью соответствующее картине. Выводы подтвердили и другие источники — в частности, “Регистр причальных сборов” и Карты Google.

Ян Вермеер. Офицер и смеющаяся девушка (обратите внимание на карту)
Нынешние здания были возведены на этом месте в последней четверти XIX века. Однако сохранились узнаваемые ворота и проход между строениями. Дом справа принадлежал овдовевшей тете Вермеера, сестре отца. Она зарабатывала на жизнь себе и пятерым детям, продавая потроха, и проход рядом с домом назывался “Требушиными воротами”. Известно, что мать и сестра художника жили на том же канале — по диагонали. Поэтому вполне вероятно, что Ян Вермеер хорошо знал этот дом, и связывал с ним личные воспоминания — отсюда и напряжение в атмосфере и недосказанность момента.

Предполагаемый автопортрет Яна Вермеера, 1656 г.
Трейси Шевалье “Девушка с жемчужной сережкой”:
Одни его глаза стоят гору золота. Но иногда он видит мир не таким, какой он есть, а каким ему хотелось бы, чтобы он был. Он не понимает, какие последствия его идеализм может иметь для других людей.
Если будете в Делфте — скачайте на телефон приложение, что проведет вас по 15 точкам города, связанным с Вермеером и в том числе выведет на “Маленькую улочку”. Очень мало мест для 43-44 лет жизни и всего лишь одна полураскрытая тайна.

Делфт в прошлом году.
Где увидеть картину:
“Маленькая улочка в Делфте”, другое название — “Вид дома в городе Делфт”, (примерно 1657-1661 гг.), Рейксмузеум, Амстердам

Узнать больше о местах, которые фигурируют на известных картинах можно здесь...
Технологии Blogger.