Ads

Новости

Titulo

Фредерик Шопен: роман в музыке


Польская земля всегда была щедра талантами и подарила миру немало гениев, за которых человечество должно быть вечно ей благодарно. Осенью с особенным настроением можно вспомнить об одном из самых романтичных поляков и его большой любви. Зайдите на YouTube, наберите в строке поиска, например: «Chopin - Nocturne op.9 No.2», нажмите «пуск» и, наслаждаясь творением величайшего из сынов Польши, получите удовольствие от истории его любви к великой француженке.

Текст: Виктория Есауленко

Фредерик Францишек Шопен родился 1 марта 1810 года недалеко от Варшавы, в местечке Желязова-Воля. Отец — Николай Шопен, уроженец Франции, бывший офицер армии Костюшко – служил домашним учителем в имении графа Скарбека. Мать — Юстына Кшижановская, полька по происхождению, разорившаяся дворянка — управляла усадьбой Скарбеков в Желязовой-Воле. Скромная, на редкость обаятельная и хозяйственная девушка покорила сердце молодого учителя. Вскоре Николай Шопен предложил ей руку и сердце. После рождения сына Николай получил место учителя в Варшавском лицее, и все переехали жить в столицу.

Дом-музей Шопена в Желязовой Воле под Варшавой
Семья была очень музыкальной: отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и немного играла на фортепиано. Первую музыку Фредерик начал сочинять еще в семь лет. В популярном ежемесячнике «Варшавский дневник» за 1818 год появилась заметка: «...автор этого польского танца — мальчик, которому только что минуло восемь лет. Подлинный музыкальный гений»

Мальчик стал модным и часто приглашаемым на светские мероприятия. Композиторский и исполнительский таланты Фредерика развивались настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен уже не уступал лучшим польским пианистам. Гениальный человек обычно гениален во всем: юноша свободно владел французским и немецким языками, живо интересовался историей Польши. Он писал стихи, рисовал и набрасывал карикатуры. Будущий гений отличался остротой ума, наблюдательностью и большой любознательностью, а также проявлял незаурядные актерские способности, которые с возрастом развивались еще больше. 

Восстановленное фортепиано времен юности Шопена в его доме-музее
Фредерик окончил лицей и Высшую школу музыки. Тогда в сердце композитора пробудилось трепетное и нежное чувство первой любви. Идеалом возлюбленной для него стала голубоглазая и белокурая Констанция Гладковская, дочь бургграфа варшавского замка, стипендиатка правительства, обучавшаяся пению в варшавской консерватории. Шопен увидел ее впервые 21 апреля 1829 года на показательном концерте, где она солировала с большим успехом у публики. Свое чувство к Гладковской Шопен тщательно скрывал от всех, поэтому оно так и не стало взаимным.

Автограф Шопена
Столице Польши Варшаве после разгрома восстания, возглавленного Костюшко, и третьего раздела страны в 1795 году между Австрией, Пруссией и Россией досталась роль провинциального города. В октябре 1830 года брожение умов в интеллигентских и военных кругах, среди мещанства и рабочих, недовольных таким положением дел, достигло предела. 

Шопен не принимал участия в революционном движении, но, будучи настоящим художником, не мог не ощутить общего настроения. Доказательством тому служат созданные им в этот период произведения. Случись в ту пору восстание, он, несомненно, мог бы быть в нем замешан. Именно поэтому по велению отца 2 ноября 1830 года Фредерик покидает отчизну, увозя с собой дорогой ему сердцу подарок — серебряный кубок с горстью родной земли. С тех пор родную землю Фредерик мог видеть только в этом кубке.

Портрет Фредерика  Шопена. Мария Водзинская, 1835
Сначала Шопен поехал в Вену, но, не встретив там достойного приема, осенью 1831 года отбыл в Париж. Здесь, на родине предков по отцовской линии, он прожил до конца своей жизни, но Франция так и не смогла стать второй отчизной композитора — Шопен всегда настаивал на том, что он поляк.

Париж в 30–40 годы XIX века был культурным центром Европы. Первое концертное выступление польского композитора-пианиста в столице Франции оказалось весьма необычным и резко контрастировало с тем, что привыкла видеть и слышать парижская публика. По воспоминаниям современников, исполнение его было удивительно одухотворенным и поэтичным. Музыка гениального композитора, как и его концертные выступления, вызывала всеобщее восхищение, он также был успешен как учитель музыки в богатых домах, что давало Шопену финансовую самостоятельность.

Шопен играет для Антона Радзивилла, 1829. Генрих Семирадский, 1887
Несмотря на колоссальный успех у публики, Фредерику страшно не хватало заботы, тепла и хотя бы подобия той атмосферы, к которой он привык в родном доме. Будучи от рождения слаб здоровьем, Шопен нуждался в чьем-либо уходе. Именно тогда, в 26 лет, в жизни талантливого музыканта появилась французская писательница Амандина Аврора Люсиль Дюпен, более известная как Жорж Санд.

Они познакомились на одном из светских приемов, и в первые же мгновения беседы Шопен был очарован: эту женщину не портили ни мужская одежда (она демонстративно носила брюки и фрак, курила сигары), ни низкий голос с хрипотцой. Наоборот, все это делало ее загадочной, необычной, манящей. Аврора была старше Фредерика на шесть лет, на момент их сближения она была разведена и имела двоих детей — Мориса и Соланж.

Портрет Жорж Санд. Огюст Шарпантье, 1835
У Шопена было много романов до Жорж Санд — как и многие другие творческие люди, он часто влюблялся и менял привязанности. Но француженка стала последней и единственной настоящей любовью композитора: видимо, только она могла дать ему то, чего не смогли дать другие женщины.

Шопен сразу произвел на писательницу должное впечатление. Вскоре после их первой встречи Санд прислала ему записку со словами: «Преклоняюсь перед Вами» с монограммой «Ж. С.». Эту записку композитор хранил в альбоме до конца своих дней, но два года они оставались просто знакомыми и встречались только на приемах и светских мероприятиях.

Летом 1838 года Аврора пригласила Фредерика в Ноан, свое родовое поместье под Парижем, где в последующие годы, вплоть до 1847-го, он проводил все летние месяцы. Именно там начался роман двух великих личностей, длившийся всего девять лет, но о котором до сих пор говорят и историки, и рядовые почитатели искусства.

Эжен Делакруа. Жорж Санд и Фредерик Шопен
Во Франции Шопен заболел чахоткой, очень распространенной и практически неизлечимой в то время болезнью. С наступлением зимы 1838 года здоровье Фредерика резко ухудшилось. В начале февраля 1839-го композитор почувствовал себя настолько плохо, что с осени 1839 года он перестал жить в квартире писательницы, а поселился рядом. Так они и жили – в отдельных квартирах, но в одном доме. Связь между Шопеном и Жорж Санд продлилась ровно девять лет, со временем любовь и страсть прошли, но осталась глубокая привязанность и уважение — друзьями они не переставали быть никогда.

Расстались два великих человека только потому, что, несмотря на то что оба были великими, оставались при этом просто людьми — мужчиной и женщиной. Санд была очень сильной, здоровой во всех отношениях личностью, и ее напрягала и угнетала слабость и болезненность Шопена. Раздражение и моральная усталость писательницы вылились в романе Жорж Санд «Лукреция Флориани». Любовная история, положенная в его основу, весьма напоминала роман самой писательницы с Шопеном. Сколько бы Жорж Санд ни отрицала этого, Фредерик узнал ее в актрисе Лукреции, имевшей троих детей от разных мужей, а себя – в изнеженном, капризном князе Кароле.

Единственная сохранившаяся фотография Фредерика Шопена, 1849
Первой реакцией Шопена был шок: на всеобщий суд вынесена история их жизни, их любви. Причем Жорж Санд усилила в романе нарциссические черты Шопена, создав не достоверный портрет, а, скорее, карикатуру, шарж. Шопен считал, что Жорж Санд предала их любовь, которая на самом деле обогатила их обоих. На страницах книги Кароль и Лукреция, пережив трагедию несостоявшихся надежд, расстаются. Удар по самолюбию был смертельным, и все-таки Шопен проглотил эту горькую пилюлю. Однако их отношения дали такую трещину, что любой малозначимый повод мог превратить трещину в пропасть и спровоцировать разрыв.

И таким поводом стала дочь Санд Соланж. Ее угораздило влюбиться в грубого, распущенного и легкомысленного молодого человека. Естественно, Санд была против этой связи и всячески пыталась оградить дочь, но упрямая Соланж решила бежать со своим любимым. Узнав о планах дочери, Жорж дала согласие на брак. Однако Соланж так и не смогла простить матери такое отношение. Она стала настраивать Фредерика против Санд. Шопен всегда был на стороне Соланж и полностью ей доверял, поэтому убедить его в том, что мать ему изменяет, не составило для Соланж никакого труда. Не выдержав агрессивных и ревнивых нападок Шопена, Санд окончательно разрывает с ним отношения.

Фотопортрет Жорж Санд. Феликс Надар, 1864
Без нее Фредерик чувствовал себя совершенно несчастным, ведь он искренне считал, что Жорж Санд была его музой. Шопена отставили последние силы, и здоровье стало ухудшаться еще стремительнее. За несколько месяцев до своего сорокалетия он умер, укоряя все еще любимую Жорж, которая обещала, что он угаснет в ее объятиях. Жорж Санд пережила своего бывшего возлюбленного на 27 лет.


Что эта любовь и эти отношения дали лично Фредерику Шопену и Жорж Санд — уже не важно. Ведь они подарили миру такую музыку, которая пережила создателя на века и, мне кажется, будет радовать человечество, пока оно существует.

В песне, под звуки которой Шопен покидал Варшаву, говорилось о том, что хотя он сам и уезжает из родного города, но оставляет здесь свое сердце. Эти слова сбылись. Присутствовавшая у смертного одра великого композитора сестра Людовика, выполняя волю Фредерика, привезла его сердце в стеклянной урне из Парижа в Варшаву.

Технологии Blogger.