Ads

Новости

Titulo

Лазурный берег в лучах искусства модерна


Французский Лазурный берег манит путешественников со всего мира и просто любителей красивой жизни множеством магнитов: десятки километров пляжей — кинематографически идеальных и неожиданно уединенных и «диких». Великолепные набережные, часто требующие от своих гостей не менее тщательной подготовки, чем выход на подиум. Знаковые события культурной и светской жизни, флер роскошного присутствия кинодив уходящих эпох и приятный трепет от постоянной вероятности встретить мировую знаменитость уже наших дней. 

И, конечно же, море. Море того самого «цвета неба в ясный день». Но Côte d’Azur — это и нечто большее, чем дорогое место под безупречным солнцем. Ведь здесь написана не одна страница истории искусства, и прежде всего искусства модерна.

Текст: Анна Ставиченко

Французская Ривьера стала местом массового паломничества художников с конца XIX века. Их чуткие души и вечно ищущие глаза не могла не покорить местная природа, которая в ту пору была отмечена еще и аурой простоты и неизведанности. К тому же целебная смесь морского воздуха, обилия хвойных растений и дубов и подкупающей возможности пеших прогулок в невысокие горы заставляла некоторых авторов отправляться сюда, чтобы поправить свое здоровье, подорванное неутомимой погоней за вдохновением.

Сен-Тропе

Одним из первых художников, открывших арт-историю Лазурного берега, стал Поль Синьяк. В 1892 году знаменитый постимпрессионист прибыл в поисках душевного покоя после шумного Парижа и наскучившей Бретани в Сен-Тропе. Затея удалась. Кроме желанного умиротворения Синьяк нашел в Сен-Тропе — тогда еще скромной рыбацкой деревне — неисчерпаемую тему для своих пуантилистических экспериментов, а вскоре обратился и к дивизионизму, при котором точечные мазки, свойственные пуантилизму, наносятся с разделением на чистые цвета и «смешиваются» только при восприятии картины зрителем. 

Скорее всего, именно уникальный колорит Лазурного берега, в котором сливаются в единый цветовой аккорд море, солнце, песок, пышная зелень, залитые светом набережные и яркие паруса шлюпок и яхт, пестреющих в порту, повлияли на обновление подхода к цвету и свету у Синьяка, да и не только у него. Пройдет время, и художник пригласит сюда своих друзей Мориса де Вламинка, Анри Матисса, Жоржа Сера, Рауля Дюфи, Альбера Марке, а также молодых коллег Жоржа Брака, Андре Дерена и других. Сам Синьяк и его многочисленные друзья оставили множество пейзажей с видами Сен-Тропе, которые с первого взгляда обдают вас ароматным бризом, щекочут солнечными лучами и увлекают беспредельно живыми красками к морю и радости.

Поль Синьяк. Порт в Сен-Тропе. 1901

Ницца

Другим городом на Côte d’Azur, пленившим своей живописностью одного из самых выдающихся колористов всех времен, стала Ницца. Здесь нашел свой рай на земле и обрел последнее пристанище Анри Матисс. Лидер фовизма оказался в Ницце в 1917-м по настоятельной рекомендации врачей, обеспокоенных последствиями пережитого художником бронхита. И сразу же влюбился в это место, давшее импульс для написания десятков полотен, на которых господствует Его Величество Цвет. Синева моря. Цветовой парад пляжных зонтиков и летних девичьих платьев. Солнечно-желтые фрукты. Художнику даже не нужно было ничего выдумывать — самые сочные оттенки мира сами шли в руки. 

Матисс был связан с Ниццой на протяжении почти сорока лет. Здесь он пережил радость завершения Первой мировой войны и восторги творческих побед. Позже ставший родным город помог художнику справиться с разводом, тяжелой операцией, ужасами Второй мировой войны, арестом дочери за участие в Сопротивлении… Самый величественный шедевр последних лет Матисса находится совсем рядом с Ниццей — в Вансе. Художник спроектировал для доминиканского ордена местную часовню Розер и создал для нее росписи стен, витражи, алтарь и даже ризы для церковнослужителей.

Анри Матисс. Балкон в Ницце с черной книгой 1918

На склоне лет Матисс осваивал также другие техники и жанры: когда после перенесенной онкологической операции великий экспериментатор уже был прикован к инвалидному креслу, любимое рассветное сияние над морем и цвет волн близ Ниццы вдохновляли его продолжать творить, создавая образы не только посредством кистей, но и с помощью бумаги. Так появилась серия купажей — рисунков, вырезанных ножницами из покрашенной гуашью бумаги и размещённых на белом фоне.

В 1963 году в Ницце в здании генуэзской виллы XVII века был открыт музей Матисса, который часто называют музеем-биографией. Экспонаты живут здесь не по хронологической логике, а чаще объединяются в залах общими темами — принцип, которого любил придерживаться при демонстрации своих работ сам художник. Благодаря этому музей становится не просто хранилищем картин и предметов, связанных с жизнью Матисса. Он воссоздает его мир, мысли и идеи.

Марк Шагал. Влюблённые в Вансе. 1958

Сен-Поль-де-Ванс

Неподалеку от великолепной Ниццы расположилась горная коммуна Сен-Поль-де-Ванс, которая, несмотря на скромную численность населения, может похвастать чуть ли не самой высокой концентрацией легендарных имен, побывавших на этой земле. Начиная с 1920-х годов Сен-Поль-де-Ванс стал южной резиденцией для многих именитых парижских художников. Все тот же Поль Синьяк, Пьер Боннар, Морис Утрилло, Амадео Модильяни, а потом и Морис де Вламинк, Рауль Дюфи, Хаим Сутин, Пабло Пикассо и Жан Кокто упивались фантастическими пейзажами, которые тут же находили свое отражении — в самой тематике или же в смелости цветовых решений — на их полотнах. 

Марк Шагал и вовсе перебрался сюда в последние годы жизни и был похоронен на местном кладбище. Артистическая компания неизменно останавливалась в отеле La Colombe D’Or, в переводе — «Золотая голубка». Как это часто случается с художниками, денег на оплату номеров и ресторанных счетов хватало далеко не всегда, и живописцы частенько расплачивались с хозяином отеля своими работами.

В результате Сен-Поль-де-Ванс стал одним из главных обязательных для просмотра мест среди поклонников искусства модерна, а «Золотая голубка» превратилась в отель-музей, чьи стены украшают работы авторов, проведших здесь многие прекрасные дни за созданием новых шедевров. Но коммуна живет не только прошлым: сегодня Сен-Поль-де-Ванс наполнен произведениями современных художников как в довольно известном Музее современного искусства, так и прямо на улицах и площадях.

Ресторан отеля «Золотая голубка»

Антиб

Разумеется, одной из главных арт-точек на Лазурном берегу является Антиб, которым восхищались еще Эжен Буден, Клод Моне и Анри Эдмон Кросс. С Антибом были связаны последние двадцать семь лет жизни Пабло Пикассо. К моменту переезда в Антиб художник уже некоторое время жил на юге Франции, но остро нуждался в большой светлой мастерской.

В 1946 году директор антибского Музея истории и археологии предложил ему в пользование часть местного замка Гримальди. Большая удача для художника, но ещё большая удача для целого города: всегда помня о доброте и радушии, оказанном ему в период скитаний, Пикассо передал в дар Антибу все произведения, написанные им в замке Гримальди. А это 23 картины и 44 рисунка, к которым впоследствии были добавлены керамические работы, созданные на фабрике «Мадура» в Валлорисе, скульптуры и фотографии из личного архива. Все это составило основу коллекции Музея Пикассо, открытого в 1949 году. 


Сам художник рассказывал, что по приезде в Антиб в его жизни начался самый счастливый и плодотворный период. Он встречает юную художницу Франсуазу Жило, которая проживет с ним десять лет, родит двоих детей — сына Клода и дочь Палому, а затем бросит и напишет скандальную книгу «Моя жизнь с Пикассо». Но это будет потом, а пока увлеченный новой возлюбленной и сказочным средиземноморским городком художник словно расправляет крылья после военных потрясений, на его картинах пульсируют жизнью языческие персонажи, облаченные в ликующие желтый, зеленый, синий цвета. 

В 1946 году Пикассо создает картину «Радость жизни», которая во многом стала программной для этого периода. На ней художник запечатлел безначальную и бесконечную идиллию, в центре которой — танцующая Франсуаза, символ его счастья и безмятежной лёгкости. Красота Лазурного берега сгладила в творчестве Пикассо углы его давних кубистических поисков, после сюрреалистических опытов вернула художника на землю — прекрасную и добрую — и окрасила поздний период его творчества в тона античной весёлости и извечной радости.

Технологии Blogger.