Ads

Новости

Titulo

Заха Хадид: бегущая по волнам деконструктивизма



«Я пытаюсь передать эмоции, которые испытывает человек, оказавшийся в дикой природе, в незнакомом, неисследованном месте. Постижение природы не имеет ничего общего с линейной системой координат... Мне интересно создать пространство, где у вас есть выбор системы координат. Когда вы оказываетесь в дикой природе, у вас нет определенного маршрута, и вы обнаруживаете места и вещи, которые не стремились обнаружить. Иногда вы чувствуете себя потерянным, но это лишь акцентирует внимание на том, что есть и другие пути. Мне больше всего нравится менять свои пути. Это как раз та причина, по которой люди путешествуют, смотрят мир – экспериментируют. Жизнь надо менять и менять постоянно – именно так я проектирую свои здания», — рассказывает о себе Заха Хадид

Текст: Виктория Есауленко

Притцкеровская премия — это награда, которой ежегодно отмечают одного из ныне здравствующих архитекторов за достижения в области архитектуры. Премия достаточно широко известна в мире и считается аналогом Нобелевской премии именно потому, что Нобелевская по архитектуре не вручается. В 1979 году семья Притцкер (владельцы сети отелей Hyatt по всему миру) учредили ее, и ежегодно жюри из самых авторитетных архитекторов, архитектурных критиков и бизнесменов закрытым голосованием определяет победителя. Одним из основных критериев присуждения премии является инновационный характер архитектурных идей, применяемых при проектировании.

Первой женщиной, которая получила Притцкеровску премию, стала Заха Хадид. Это произошло в 2004 году и стало неожиданностью для мира. Оказывается, странные и удивительные здания, больше похожие на полет мечты безумного художника, чем на реальные строения из обыкновенных строительных материалов, были созданы восточной  женщиной, которой понадобилось более 50 лет жизни, чтобы доказать, что она – архитектор от Бога.


Заха родилась в 1950 году в весьма обеспеченной семье в Багдаде. Ирак только перестал быть колонией Британской империи, еще не стал нынешней свалкой для войск США. Крылья страны расправлялись, родители хотели и могли давать образование своим детям в лучших учебных заведениях. Женская французская монастырская школа в Багдаде обеспечила Захе хорошее начальное образование и знание иностранных языков. В 1968 году девушка едет в Ливан, где изучает математику в Бейрутском университете, а в 1972-ом поступает в Лондоне в Архитектурную ассоциацию и становится ученицей Рема Колхаса – прославленного голландского архитектора. Закончив курс Колхаса, Заха идет на работу в его архитектурное бюро. Правда, там она проработал лишь три года, после чего ушла и основала свою компанию – Zaha Hadid Architects. Но до тех пор, пока эта компания ни начала приносить основательнице доход, Заха преподавала в ассоциации.

В 1983 году проект загородного клуба, который подготовила Хадид, одерживает победу на конкурсе в Гонконге, однако из-за банкротства заказчика он так и остается лишь проектом на бумаге, как и многие другие проекты Захи: награды на конкурсах были, а заказов — нет.


Первый серьезный заказ Заха получила в 1990 – это был заказ на строительство пожарной части компании-производителя дизайнерской мебели Virta. Это необычное здание, похожее на бомбардировщик «Стелс», стало событием в архитектурном мире и заставило говорить о Захе как о мастере течения деконструктивизма. Течение было сформировано в конце 80-ых из философии Жака Дерриды. Главное отличие этого стиля в том, что его формы будто раскладываются сами по себе. Этот проект заставил мир архитектуры заговорить о новом ярком архитекторе, но не заставил заказчиков прийти к Захе за ее работами. Следующий заметный проект случился только в 1999 году, когда Заха создала Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати, США (открылся в 2003 году).


С этого времени, у мира будто открылись глаза на то, что могла предложить ему Заха Хадид. Заказов стало много, и заказы стали значительными и заметными. Сразу после Центра был создан Музей естественных наук «PHAENO» в Вольфсбурге, Германия, который вошел в список лучших архитектурных сооружений 2006 года и был отмечен премиями имени Мис ван дер Роэ и Стирлинга. Музей напоминает космический корабль, парящий в воздухе вопреки всем законам гравитации.


Не менее неземным стал и футуристический завод BMW в Лейпциге, который строился с 2001 по 2005 год.  Его динамичная и интересная конструкция не похожа ни на традиционные заводские помещения, ни вообще на что-либо, построенное ранее. Центральное здание выполнено из бетона, в отделке доминирует белый цвет, рабочие станции то и дело удивляют вспышками ярких красок, а голубые лампы символизируют мир будущего.


Именно в возрасте за 50 Хадид становиться, пожалуй, наиболее заметным и влиятельным архитектором в мире. Ее приглашают на самые дорогие проекты, чтобы сделать их еще и самыми заметными. Какой-то определенной специализации нет – Заха проектирует здания по всему миру, самых разных назначений и направленностей. Это и частные дома.  Так, в 2012 году в России, миллионер Владислав Доронин для своей возлюбленной, всемирно известной модели Наоми Кэмпбелл, заказал Захе самый дорогой на сегодняшний день дом на Рублевке. Он расположен в Барвихе и стоит приблизительно 74 миллиона долларов. Дом больше похож на космический корабль и еще раз подтверждает колоссальность таланта архитектора.


Заха очень профессионально проектирует и комплексы спортивного назначения.  Примером тому является Центр водных видов спорта, который стал зданием Олимпийски[ игр в Лондоне-2012. Отличительным знаком центра можно назвать холмистую алюминиевую крышу, символизирующую волны. Центр организует плавательные мероприятия, плюс подводное плавание и водное поло, может разместить 17 500 зрителей во время игр. Пожалуй, только знаменитый архитектор Хадид могла сделать бассейн таким обтекаемым, сексуальным и вместительным: аквацентр включает два 50-метровых бассейна и 25-метровый бассейн подводного плавания с шестью кривыми трамплинами.


Из того, что станет сенсацией по завершению строительства, стоит упомянуть новый национальный стадион на 80 тысяч мест в Токио, Япония, в котором пройдут Олимпийские игры 2020 года. Новый стадион стоит приблизительно 130 миллиардов иен ($1,62 миллиарда) и будет завершен в 2018-ом.


Офисные помещения тоже не были обделены вниманием знаменитости. Видимо, завидуя Дубаю, в 2009 году власти Каира заказали архитектору офисный комплекс «Каменные башни» (The Stone Towers),  Впрочем, в его архитектурный ансамбль войдут и жилые корпуса, и магазины, и гостиницы, кафе и рестораны. В центре расположится обширная площадь под названием "Дельта", выходящая к Нилу. Вокруг комплекса разбит большой зеленый парк.


Заха спроектировала много величественных и прекрасных музеев. В мае 2010 года в Риме открылся Национальный музей искусств XXI века, самый крупный на тот момент проект архитектора стоимостью 150 миллионов евро.  Этот проект получил приз Стирлинга за лучшее архитектурное оформление и был назван лучшим зданием года (по версии WAF).


Теперь фирма Zaha Hadid Architects обеспечена заказами на десятилетие вперед, уже сейчас ведется строительство около двадцати объектов по всему миру. Времена, когда ее здания не хотели строить, давно прошли. В июне 2012-го Заха Хадид получила титул Дамы-Коммандора ордена Британской империи, что соответствует рыцарскому званию и позволяет использовать перед именем приставку Lady, как обозначение титула, и с этим нельзя не согласиться, ведь Заха Хадид — настоящая Дама.



Технологии Blogger.