На побережье Средиземного моря оказались все ингредиенты, чтобы получилась человеческая цивилизация. В течение тысячелетий они перемешивались, взбалтывались, вступали в реакцию друг с другом. И хотя в последние 350 лет инициативу прогресса перехватил предприимчивый северо-запад Европы, основа нашей цивилизации была приготовлена именно в Средиземноморском котле.
Похоже, народы населяющие его берега не против такого положения вещей и сейчас занялись тем, что стали жить в свое удовольствие и радовать гостей. Туристической кухне региона посвящен журнал, а в этой статье мы подадим лучшие кино-закуски.
Текст: Денис Корицын
Особенности национального кинобизнеса
Кино на Средиземном море снимают со времен братьев Люмьер, многие фильмы, созданные здесь вы знаете и любите. И если некоторые из стран региона имеют мощный национальный кинематограф (Турция, Греция…), то, скажем, увидеть Кипр в крупном кино практически нет шансов (что, не умаляет его туристических достоинств). А вот для Туниса, Марокко, Мальты характерна особая форма кинобизнеса, эти страны сами делают кино вяло, однако создали все условия, чтобы европейские студии, Голливудские монстры и даже киношники Болливуда приезжали работать именно к ним.
Снимать в США, в Британии или, например, в России очень дорого (Москва, кроме нескольких общих затасканных видов, западными режиссерами снимается в Будапеште или в Праге, а самим россиянами раньше снималась в Киеве, а теперь, в основном, в Минске). Чем сюжет дальше от современности, а то и от реальности — тем выгоднее его воплощать в локациях Средиземноморья. Лето круглый год и отличная инфраструктура сделали страны региона главной съемочной площадкой мира. Понимая мощный туристический потенциал процесса — люди отправляются в путешествие за контентом, который берут в истории, литературе, туристических справочниках и, конечно же на экранах — свои площадки на конкурентных условиях стали предоставлять кинодеятелям греки, турки и балканские страны.
Фильмы и туризм переплелись тут как нигде больше в мире. От кинокухни каждой страны у нас дальше немного пленительного местного колорита, “основное блюдо” в виде мейнстримового хита (ну кто не любит мейнстрим?), а для гурманов интересные альтернативные работы. Приятного киноманского и туристического аппетита!
Греция — всё есть!
За последние сто лет Греция по количеству исторических косяков может сравниться разве, что с территорией экс-СССР. Национализм и военные хунты, любовь к популистам и иждивенчество в Европе — всё как мы любим. Однако качество кино (как и Метаксы) там всегда было отменным и тому подтверждение Оскары и Золотые Пальмовые ветви в руках греческих кинотворцов.
Мы уже рассказывали пару лет назад о самом известном греко-американском фильме по роману Никоса Казандакиса “Грек Зорба” с Энтони Куином в главной роли. Очень сложно переоценить влияние этой ленты не только на мировой кинематограф (а цитированием его просто пестрит наше греческое “основное блюдо”), но и на философские учения конца XX века. Индийский мистик Ошо, например, скрестил Зорбу с Буддой и таким образом вывел образ идеального человека, так что медитация и танец “сертаки” это теперь один из самых модный путей к гармонии и счастью!
Основное блюдо: “Моя жизнь в руинах” (My Life in Ruins, США, 2009)
Не покривим душой, если скажем, что гораздо проще, чем богоборческая философия Зорбы вам обеспечит полтора часа счастья замечательная, легкая и солнечная комедия об очаровательной и незадачливой девушке-экскурсоводе Джорджии.
Российские локализаторы назвали картину “Мое большое греческое лето”, однако кроме исполнительницы главной роли — Нии Вардалос к комедии “Моя большая греческая свадьба” это кино отношения не имеет. И название “Моя жизнь в руинах” все таки изящнее и ближе к сюжету.
Тут собраны и обыграны практически все туристические штампы. Девушка-гид, специалист по античной классике, не переваривает туристов, что не настроены постигать великую греческую историю, а хотят лишь мороженного и на пляж. Персонажи как на подбор: склочные американцы, вечно пьяные австралийцы, назойливые пенсионеры-клептоманы из Канады, разведенки из Испании, девочка-трудный подросток и громогласный шутник с не смешными шутками. Не хватает (к счастью!) лишь русских в стиле “Тагииил!”. Будет смешно, душевно, немножко грустно и очень-очень красиво.
Это первый художественный фильм, съемки которого прошли с одобрения правительства Греции на территории Парфенона. Впрочем тут есть и Дельфы и остров Санторини и вообще Греция в лучшем, но, что мило, в далеко не идеализированном виде.
- Спойлер: Все закончится хорошо. И при всей легковесности идеи — эдакий туристический ролик-атракцион — “Моя жизнь в руинах” доброе, умное, настоящее кино.
Фраза: “В центре истории и культуры им нужна футболка с картинкой троянского коня!”
Для гурманов: “Пеликан” (Le Pelikan, Франция, 2011)
Действие фильма режиссера Оливье Орле разворачивается на маленьком греческом острове, что лежит в стороне от туристических маршрутов. Мальчик Янис выменяет у моряка-алкоголика золотой крестик, оставшийся ему от умершей мамы на жуткого вида птенца. Сначала это усугубит конфликт с отцом, что будто бы решил оборвать все свои контакты с окружающим миром, но потом птенец вырастит в огромную странную птицу и дружба мальчика с пеликаном изменит к лучшему не только его отношения с родителем, но и в чем-то жизнь всех (довольно нелепых) жителей островка.
Неожиданна роль Демосфена, папы главного героя, человека грубого и замкнутого, но не без потенциала к прекрасному. С ней отлично справился Эмир Кустурица — хотя само его присутствие на площадке вносит некоторые элементы сюрреализма в картину. И, конечно же это лента с глубиной в несколько изобразительных слоев и, поверьте, один красивее и оптимистичнее другого!
Съемки практически полностью прошли на острове Закинф в Ионическом море.
Продолжение в следующую пятницу ;-)