Ads

Новости

Titulo

Безбашенная Малайзия


4 + 1 рукотворных чуда страны без башен Петронас

Текст: Владимир Красноголовый

В 1981 году в Куала-Лумпуре случился грандиозный политический скандал. Он был связан с новым изданием американской детской энциклопедии, в которой сообщались такие сведения: в стране, которая называется Малайзия, люди живут в домах, расположенных высоко на деревьях, и когда дикие звери угрожают гражданину страны — он по приставной лестнице взбирается в свой дом и находится там в безопасности. Малазийцы имели все основания быть недовольными — как можно писать такое о развитом государстве, обладающем современной промышленностью и ведущем массовое строительство? Уже тогда в Малайзии было более десятка городов, где население перевалило за миллион, и центры которых выглядели посовременнее американских.

Однако лишь в 1999-м году после успеха фильма “Западня” с обаятельнейшим Шоном Коннери и крайне эффектной Кэтрин Зэтой-Джонс, когда герои в ночь Миллениума совершают кражу тысячелетия из банка в башнях Петронас (на тот момент самых высоких зданиях Азии) западный мир окончательно избавился от снобизма в отношении одной из лидирующих стран региона. Но оказалось, что неподготовленным туристам теперь нужно рассказывать о том, что в стране есть потрясающие архитектурные и инфраструктурные проекты кроме раскрученных Голливудом башен. Впрочем, тут скорее приходится выбирать самое интересное, нежели искать хоть что-нибудь. Вот четыре удивительных рукотворных объекта Малайзии плюс один интересный бонус.


Вокзал KL Train Station


По всем колониям “Империи над которой никогда не заходит солнце” англичане прокладывали железные дороги и относились к этому делу маниакально серьезно. Для местных жителей это было нечто вроде ГУЛАГа — железные дороги в колониях построены буквально на костях. Не исключение и Малайзия, которая получила независимость лишь в 1963 году.

Один из самых ярких памятников колониализма — старый железнодорожный вокзал в Куала-Лумпуре. Его в 1910 году построил известный английский зодчий Артур Хаббэк. Будучи приверженцем индо-сарацинского и неомавританского стилей, типичных для британских колоний в Азии, он искусно воплотил их особенности в этом проекте. Благодаря диковинной архитектуре здание железнодорожной станции кажется почти игрушечным, с трудом верится, что на спрятанные внутри три платформы приходили и приходят настоящие поезда.


С момента своего появления вокзал стал крупнейшим транспортным узлом Малайзии. В 1986 году здание подверглась реконструкции: здесь появились современные залы ожидания, оснащенные кондиционерами, бары и информационные стойки для туристов. В 2001 году KL Train Station перестал быть железнодорожным сердцем Куала-Лумпура. Основной пассажиропоток перенаправили на новый современный вокзал KL Central, а старая станция стала принимать только пригородные поезда (KTM Komuter), оставив за собой статус одной из главных туристических достопримечательностей города. Впрочем, гостям столицы это лишь на руку: отсутствие пассажирской толчеи позволяет спокойно полюбоваться архитектурным шедевром

В 2007 году после очередной реставрации в помещении вокзала открыли Музей железнодорожного транспорта — его экспозиции размещаются в главном холле и на одной из платформ станции. Тут же находится бывшая привокзальная гостиница, что теперь называется The Heritage Station Hotel, между ее этажами до сих пор ездит винтажный лифт с лифтером и сеточной дверцей. Отель постоянно наполнен благодаря удачному маркетингу, рассчитанному на целевую аудиторию тоскующих по имперскому прошлому англичан — так оригинально они теперь расплачиваются за колониальные грехи с молодым и крепким государством Малайзией.


Международный автодром Сепанг


В 60 километрах от Куала-Лумпура есть настоящая Мекка для поклонников Формулы 1 — это особый мир со своей эстетикой, языком, запахами, энергетикой и оглушающей музыкой лучших в мире моторов. Трасса “Сепанг” — единственный этап, обладающий исключительным правом использовать официальный логотип F1 в своем названии — Sepang F1 International Circuit. Строительство автодрома велось 14 месяцев и завершилось в конце 1998 года. Он стал первым из новейших трасс в странах Азии, где начали проводить этапы соревнований “Формулы-1”.


Автодром “Сепанг” был спроектирован немецкой компанией Tilke GMBH при косультациях Михаэля Шумахера. Имя Германа Тильке, автора проекта, известно поклонникам гонок не меньше чем имена гонщиков, именно Тильке в 2000-х годах стал создателем практически всех новых трасс календаря “Формулы-1”. Причем многие спортивные журналисты и пилоты считают трассу “Сепанг” лучшим творением немецкого архитектора

Развитая инфраструктура автодрома тут же подняла планку требований, предъявляемых ко всем трассам Гран-при. Особое внимание уделено безопасности — все участники заездов находятся под непрерывным наблюдением 27 закрытых камер, которые охватывают всю трассу. Информация непрерывно поступает в центр управления гонкой и позволяет оперативно решать непредвиденные ситуации. Пресс-центр способен принять 500 журналистов.


64% всей длины трассы (5,54 км) пилоты проходят на предельных возвожностях. На главном скоростном участке (прямая старт/финиш) болиды развивают скорость более 300 км/ч — это оглушающе прекрасное зрелище! Но посетить Сепанг стоит даже не в сезон соревнований — вы сможете погонять на картинге по тому же “асфальту”, на котором состязаются самые смелые водители и самые изобретательные инженеры Планеты. Разве это не чудесно?

Акценты
В школах Малайзии, в старших классах есть дисциплина на выбор учеников — “Дизайн и аэродинамика болидов Формулы 1”. Серьезная заявка на великое автомобильное будущее страны.


Небесный Мост на Лангкави


Остров Лангкави в Малаккском проливе — главный аргумент Малайзии в борьбе за пляжного туриста в регионе. Причем более привычному в этом плане Тайланду конкурировать с курортами Лангкави уже очень не просто — здесь лучше инфраструктура и обходительнее персонал отелей. А контрольный выстрел в азиатского соседа — совершенно сюрреалистичный небесный мост, парящий между двумя пиками самой высокой горы острова — Гунунг. Не сидеть же туристу постоянно на пляже!


Тут как раз тот случай, когда фотографии скажут гораздо больше чем текст. Небесный мост — фишка исключительно туристическая и созданная для того, чтобы ему удивлялись, им восхищались и фотографировали. Конструкция была разработана австрийским архитектором Питером Виссом (Peter Wyss), что постоянно проживает и работает в Малайзии и выиграла множество дизайнерских и отраслевых призов в 2005-м году. Правда награды на проект посыпались лишь по его завершению — видимо мало кто мог представить, что нечто подобное создать возможно и что объект настолько необычно и вместе с тем идеально впишется в пейзаж.

Длина моста 125 метров, он находится на высоте 660 метров над уровнем моря и поддерживается 8-ю тросами от 80-метрового пилона, закрепленного на склоне горы ниже. К обоим концам моста из деревеньки Oriental Village идут подвесные дороги длиной 2.2 км и потому поездка к нему это целый туристический ритуал. При установке конструкции, ее части доставлялись на вершину Гунгуна вертолетами, а потом собирались на месте. 


Запаситесь карточками памяти для фотоаппарата, будет что снять и по пути — пейзажи с видом на океан потрясающие, но как раз на мосту в вас наверняка проснется одержимый фотограф — настолько завораживающее зрелище откроется. Чем-то это место напоминает “Небесный город” из V эпизода Звездных Войн, именно там Дарт Вейдер признался Люку в близких родственных связях — ну что ж, в горах Лангкави тоже тянет на всевозможные романтические откровения.

Акценты
В сезон у подвесной дороги большие очереди — выезжайте пораньше или возьмите на вооружение отличные черты малазийцев — приветливость и терпение.

Розовая мечеть в Путраджайа


У Малайзии уникальная государственная система. Полностью она называется: Федеративная выборная конституционная монархия. Страна разделена на три федеральные территории и 13 штатов. Главами этих территорий являются султаны и раджи, титулы которых передаются по наследству. Из этих султанов раз в пять лет выбирается король, но он обладает лишь номинальной властью — короля принято любить, он как бы всегда с народом в резиденции посреди эклектичной и шумной столицы. Интересно, что и Куала-Лумпур столица лишь номинальная и кроме присутствия короля там нет никаких государственных административных институтов,  а фактически страной управляют парламент и премьер-министр и находятся они в городе, спланированном и построенном специально для чиновников — Путраджайе.


Путраджайа — проекция странной политической системы страны, образец современного функционального планирования и вместе с тем город-призрак. Здесь находится лишь высший государственный менеджмент и обслуживающий персонал. Днем все заняты делом и улицы монументальной Путраджайи апокалиптично пусты. Разве что встречаются группки туристов, завороженных этой пустотой и направляющихся к жемчужине города — Розовой Мечети Путра. Она была построена в 1999-м году, ее облик проектировался на грани традиций исламской архитектуры Ближнего Востока и самых современных строительных решений. Однако многие элементы заимствованы у мечети Шейха Омара в Багдаде и мечети Короля Хассана в Касабланке — например колоссальный минарет, высотой 116 метров.


Визуально поражает материал из которого состоит это культовое сооружение — отборный гранит для него доставляли из карьеров Китая и Шри-Ланки. Играя на закате розовыми гранями и гротескно-порочной округлостью купола диаметром 36 метров нереальная мечеть, на берегу рукотворного озера в искусственном городе-призраке производит почти потустороннее впечатление — абсолютный must see в Малайзии!

Акценты
Мечеть Путра может вместить до 15 000 прихожан одновременно, что почти в два раза больше чем официальное население Путраджайи на этот момент



Bonus: Киберджайа


Киберджайа — именно такое название носит 100-тысячный город-спутник Куала-Лумпура (произносится “Сайберджайа”). Это проект скорее инфраструктурный чем туристический, но если хотите ощутить пульс высоких технологий и прогуляться вдоль домов, за каждым окошком которых развивается очередной стартап, а воздух буквально звенит от перенасыщения высокоскоростными информационными потоками — добро пожаловать в киберпанковую азиатскую Утопию. Подберите конференцию в духе TEDx или Barcamp к своему визиту в эту Силиконовую долину Малайзии, благо тут постоянно происходят подобные события, а IT-дисциплинам обучается 40 000 школьников и студентов со всего мира.


Кибер-город был основан в середине 1990-х, тут упрощенное налоговое обложение, дешевое жилье и коммунальные услуги для всех, кто готов пилить информационные технологии. Город управляется электронным правительством — бумажек и бюрократии тут просто нет как класса. Идея была в том, чтобы привлечь в страну ведущие фирмы планеты, занимающиеся научно-исследовательской, IT-разработками и внедрением технологий. При этом фирмы не делятся по национальным признакам, не ставится каких-либо условий по доле иностранного капитала. Главная задача была  создать в стране новый сектор экономики и это малазийцам вполне удалось.


Билл Гейтс посетил Киберджайу в 2002-м году, назвал город “действительно необычайным” и открыл тут представительство своего фонда.

Акценты
Если несмотря на все вышесказанное вам не удается избавиться от снобизма в отношении далекой азиатской страны Малайзии и вы не решаетесь ехать на край света — посмотрите просто на свой ноутбук или смартфон. Очень вероятно, что в нем чипсет Intel, а это значит, что сердце вашего электронного помощника произведено именно там и Малайзия уже рядом с вами.


Технологии Blogger.