Ads

Новости

Titulo

Режиссеры любят Берлин


Иногда приезжаешь в город впервые — и узнаешь целые улицы, кварталы, парки. Почему? Потому что кино. Почти все мы благодаря мировому кинематографу видели много Парижа или Нью-Йорка — даже тот, кто никогда там не был, может легко представить себе эти города-локации. Гораздо менее очевиден в кино Берлин. И все же режиссеры любят его, любят тонко и трепетно, и снимают красиво и часто.

Текст: Катерина Бабкина

Удовольствие пройтись заново по местам, по которым уже гулял (бегал или летал) вместе с героями фильма — совершенно особенное. Ты немного в кино и немного режиссер, и еще чуточку кто-то, подглядывающий из-за кадра за обычной жизнью в обычном месте, которое кто-то сумел показать необычным, и оно в чем-то навсегда таким и осталось.


Из неба над Берлином

Культовую ленту Вима Вендерса можно по праву называть историей о любви к Берлину. При этом сам рассказ о чувствах ангела к земной (скорее, надземной, ведь героиня фильма — циркачка и воздушная гимнастка) женщине как-то отходит на второй план по сравнению с тем городом, который показывает режиссер. Город как бы выступает одним из действующих лиц, одним из источников главной эмоции фильма.

Плохая новость: Берлина, который снял Вендерс в 1987 году, уже нет. После падения Стены в 1989-м пустыри, где стоял цирк, стремительно застроили, полуразрушенные и полуопустошенные кварталы восстановили.


В начале фильма ангелы прогуливаются вдоль Стены — это символизирует границу, в том числе между небесной и земной жизнью. Теперь ее, собственно, тоже нет. Сейчас мемориальный фрагмент стены длинной около километра остался в East-Side Gallery — туда можно добраться пешком от Остбанхофа или от станции метро «Варшауэр Штрассе» — идти следует в сторону Обербаумбрюке до Мюленштрассе. Не заметить стену трудно. Фрагмент называется East-Side Gallery потому, что во времена раздела Германии его разрисовали художники — собственно, потому он и был сохранен. Некоторые работы совсем затерлись, часть время от времени наносят заново. Другое место, где можно увидеть остатки стены, находится на Недеркирхенштрассе, недалеко от Чекпойнта Чарли (в прошлом — пограничный КПП со стороны Западного Берлина).


Еще одна памятная локация из фильма — колонна Победы. На самом деле ее построили в конце девятнадцатого века как символ прусских военных успехов, а уже перед Второй мировой перенесли в парк Тиргартен. Именно на крыле позолоченной богини не вершине колонны, которую сами немцы прозвали Эльзой, сидит, наблюдая за любимым городом, ангел, которого играет Бруно Ганц. Усесться на его место у вас не получится, а вот взобраться к подножию статуи и тоже посмотреть на Берлин сверху можно по винтовой лестнице, спрятанной внутри колонны.


Где бегала Лола

История трех жизней Лолы, пытающейся спасти своего парня, что потерял сумку с деньгами в метро, наверняка знакома каждому. Режиссер Том Тыквер получил за фильм «Беги, Лола, беги» немало наград. А бегает Лола по Берлину. Тыквер хотел показать город с точки зрения молодежи, выделив не известные социально выразительные места типа вокзала «Зоологический сад», а обычные улицы, на которых проводят свои жизни (одну, две, три — как кому повезло) настоящие прототипы Лолы и ее парня.


Бегает Лола на протяжении всего фильма. Самая красивая ее пробежка, которую стоит повторить каждому, превратив ее, возможно, в прогулку — через мост Обербаумбрюкке. Старый, облицованный красным кирпичом двухуровневый мост через Шпрее соединяет модный район Кройцберг, где раньше селились турки, что придало ему особый колорит, и Фридрихсхайн. Обербаум с немецкого переводится как «верхнее дерево» — тут когда-то был старый деревянный мост, он же — въезд в город по воде: на ночь река перекрывалась спускающимися с моста решетками, днем здесь работала таможня. 

Аналогичный пропускной мост, «нижнее дерево», находился, соответственно, вниз по течению на противоположной водной границе Берлина. Во время Второй мировой войны мост был почти разрушен (а точнее, подорван по приказу Гитлера), позже кое-как восстановлен — во времена Берлинской стены на нем находился пешеходный пропускной пункт. После падения стены его отреставрировали, а точнее — отстроили заново. Кирпичные башни с острыми крышами и флюгерами подчеркивают связь сооружения со стариной.


На улице Унтер Ден Линден, по которой Лола мчится в заключительной части фильма, казино, кажется, нет. Место, в котором она выигрывает деньги — на самом деле Кронпринценпалас, дворец напротив Немецкого исторического музея, а вывеску игорного дома создавали и старили под стать дворцу специально для съемок. В начале двадцатого века в Кронпринценпаласе пытались создать музей современного искусства, но идея не прижилась. Иногда там все-таки происходят выставки, но даже в другое время дворец открыт для посещения.


Превосходство Борна

В каком-то смысле это снова фильм о носящейся по Берлину Лоле: сыгравшая ее Франка Потенте исполняет главную роль и здесь. Но чаще бегает Джейсон Борн, потерявший память убийца, он же — Мэтт Дэймон. Сцену, где герою назначают встречу, а он растворяется в толпе и избегает расправы и слежки, снимали на Александрплац — центральном транспортном узле Берлина, нулевом километре бывшего ГДР. Именно там стоит Берлинская телебашня, а также — галерея Кауфхоф, любимое место шопинга для туристов после универмага KDW на Виттенбергплац. Еще одна приметная деталь Александерплац — знаменитые Часы всемирного времени, также здесь начинается известная Карл-Маркс-аллее.


Другая известная сцена в больнице и вовсе снята в уникальном месте — именно в Берлине находится целая бутафорская клиника, с моргом и разнообразными операционными, построенная и поддерживаемая исключительно для кино. Там Мэтт Дэймон, то есть Борн, голыми руками сгибал стойку для капельницы — ее теперь хранит в качестве сувенира собственник особой клиники Flatliner Йорг Майер. Данное заведение расположено в студийном комплексе Бальсберг на выезде из Берлина в сторону Потсдама, по предварительной записи в Интернете в комплекс организовывают экскурсии.



17 мгновений

Главное управление имперской безопасности (сокращенно РСХА), где происходит много сюжетообразующих событий сериала «17 мгновений весны», располагалось в Берлине на Принц-Альбрехтштрассе, там и снимался фильм о Штирлице. Теперь улица называется Нидеркирхнерштрассе, а на месте главного бюро — выставка «Топография террора» и вскрытые уцелевшие подвалы.


Ужин пастора Шлага и Штирлица снимали в месте под названием «Последняя инстанция» — это один из старейших ресторанов Берлина, расположенный в районе Митте неподалеку от Александерплац по адресу Вайзенштрассе, 14-16. В кадре он, правда, носит другое имя — с немецкого название кинолокации переводится примерно как «брутальный Готлиб».


Бункер Гитлера находился в саду рейхсканцелярии на Воссштрассе, он остался под землей, но закрыт для просмотра и, говорят, засыпан — вместо сада здесь теперь паркинг, а вот рейхсканцелярия до сих пор на месте.



Технологии Blogger.