Ads

Новости

Titulo

Театральная Варшава


Польский театр называют самым динамичным и прогрессивным в Европе. Своими достижениями польская сцена обязана всем искавшим новые направления театрального искусства – еще с начала реформаторского движения театральные деятели пытались объединить язык театра с метафизикой, опираясь на философскую мысль романтика Адама Мицкевича. 

Текст: Катерина Бабкина

Позже ведущие мастера сцены обратились к идее театра как сочетания массового зрелища и религиозного обряда, управляемого актерами. С конца XIX века польский театр становится остросоциальным, он вступает в прямой диалог с народом. Все это не могло не создать в итоге качественной гремучей смеси. Варшава – одно из лучших мест, чтобы этой смеси вкусить.


Наиболее известной в мире личностью, чье имя связано с польским театром, является не кто иной, как папа римский Иоанн Павел II. Во время войны он со своим бывшим учителем из гимназии основали и опекали подпольный театр «Расподычны», культивировавший романтические традиции и ратующий за живое поэтическое слово на сцене, но в силу обстоятельств поддерживающий народные настроения. Есть, впрочем, несколько имен менее публичных, но представляющих польский театр на мировом уровне. С их деятельностью можно ознакомиться в современной Варшаве.

«TR Варшава», называемый также «Театром Разнообразия», находится на Маршалковской, 8, недалеко от известного парка «Лазенки». Это как раз то место, где можно увидеть если не все новое и лучшее, то его значительную часть. Два молодых и злых ученика легендарного мастера Кристиана Люпы, Гжегож Яжина и Кшиштоф Варликовский, чаще всего реализуют свои проекты именно там.

Яжина известен широким применением мультимедиа и успешными попытками разрушить границы между театральным искусством и кинематографом, который давно стал более близок зрителю, потеснив театр на обочину.

Используя в спектаклях крупные планы и монтаж (как бы странно это ни звучало в контексте театра) и перенося на сцену киносценарии, он добрался аж до «Дракулы» Брема Стокера – родившийся из такой идеи совместный проект TR и Национального театра под названием «Носферату», говорят, погружает зрителей в состояние гипноза и заставляет их желать крови – не совсем понятно, в прямом ли, в переносном ли смысле.

Яжина ставит грубые и контраверсионные пьесы молодой писательницы Дороты Масловской, давно популярной далеко за пределами Польши.

Кшиштоф Варликовский получил международное признание благодаря циклу новаторских постановок Шекспира, осуществленных как в Польше («Укрощение строптивой», «Гамлет»), так и за рубежом («Перикл» в Piccolo Teatro в Милане, «Зимняя сказка» и «Буря» в Stadt-Theater в Штутгарте). Вообще Шекспира в Польше любят несравненно больше, чем, скажем, Чехова, и обращаются к его текстам чаще – в них больше политики.

Сам мэтр Кристиан Люпа, учитель Яжины и Варликовского, давно занял первые позиции в умах и вкусах европейского зрителя. Его даже трудно определять как польского режиссера. Работает он в основном за границей или в Кракове, соперничающем со столицей за статус культурного центра страны, в театре «Стары».

Но самые громкие его постановки можно застать в Варшаве. «Театр на Воли», находящийся по ул. Каспшака, 22 в районе Воля, принимал недавно биографическую постановку Люпы «Персона. Мерилин», наделавшую шума во многих странах.

Сам театр представляет собой проект, существующий с 1976 года. Тогда его репертуар сформировали всемирно известные деятели: Роман Полански, Анджей Вайда и Казимеж Кутц.

Нюансы:
Несколько лет назад руководство города приняло решение об объединении Театра на Воли имени Тадеуша Ломницкого и Драматического театра имени Густава Холоубека, и с января 2013 года это одно учреждение: «Драматический театр столичного города Варшавы», располагающий тремя сценами. Его основой стала сцена бывшего Драматический театр им. Холоубека в здании Дворца культуры и науки, огромного советского сооружения в стиле МГУ рядом с Варшавским центральным вокзалом, сцена на Воли осталась «Сценой на Воли», а третья сцена называется «Передовик», и расположена она на ул. Олесинской, 21. На всех трех есть что посмотреть.

Польский театр много говорит об антисемитизме. Одна из самых громких постановок последних лет – «Наш класс» Тадеуша Слободянека – рассказывает о небольшом городке недалеко от Варшавы, где поляки в 1942 году без помощи нацистов сожгли всех евреев. «Наш класс» был поставлен Лабораторией драмы в театре на Воли, но для тех, кого интересует сама тема, в Варшаве есть Еврейский театр на Гжибовской площади.

Национальный драматический театр в Варшаве также весьма прогрессивен и интересен. В репертуаре театра «Народового» ("национальный" по-польски) – лучшие пьесы как польских, так и зарубежных авторов, с которыми режиссеры ведут своеобразный сценический диалог, и в спектаклях по классическим произведениям мировой драматургии поднимают проблемы, задевающие за живое современных поляков. Там можно застать постановки произведений современных британцев, молодых поляков или пьес коммунистического Брехта. Именно это разнообразие и неустанный поиск не дают театру застыть в форме академического. Кстати, «Народовы» – старейший театр Варшавы, его первые спектакли происходили в 1765 году под патронатом короля Станислава Августа Понятовского.


С театром «Народовы» (Театральная площадь, 3) делят место театр «Вельки», то есть большой, и Национальная опера (Театральная площадь, 1). В начале XVIII века здание театра построили по проекту Антонио Корацци и торжественно открыли в 1833-м оперой «Севильский цирюльник». Во время Второй мировой войны театр, как и большая часть города, был разрушен. Его восстановили уже в шестидесятых. Оперу поляки любят, потому в «Вельком» легко застать мировых светил оперной сцены.

Один самых известных музыкальных театров Варшавы – «Сабат». В его репертуаре – мюзиклы, шоу-варьете, комедии. Там – звезды, песни и атмосфера праздника. Находится он неподалеку от Народного музея, по адресу Фоксал, 16.


В Польше очень популярен так называемый пластичный театр. То ли танцоры, то ли мимы обосновываются в небольших студиях, часто организовывают выступления в клубах, а в теплое время года охотно выбираются на улицу – то есть свидетелем представления можно стать, просто прогуливаясь. Все еще сильна католическая традиция религиозных мистерий – уличных театрализованных действ. Чаще всего они происходят в пасхальные дни.


В целом государственная стратегия Польши ориентирована на экспорт национальной культуры в Европу – страна в большом количестве экспортирует шоу-кейсы, открытые показы и фестивали для зарубежных экспертов. Именно в расчете на экспертов где-нибудь в столице всегда идет что-то очень новое и интересное из глубинки, отследить анонсы не составляет труда. В апреле проводится целый фестиваль: «Варшавские встречи» привозят лучшие спектакли года из провинции. Кроме промо, «Встречи» выполняют и важную внутреннюю задачу – поддерживают культурную децентрализацию государства.
Технологии Blogger.