Ads

Новости

Titulo

Художники и острова


Представьте себе на минутку, каким был мир до изобретения фотографии. Что люди знали о городах и странах, в которых никогда не бывали, о природе далеких краев, которых никогда не видели, о людях, с которыми никогда не были знакомы? 

Текст: Анна Ставиченко

Функцию документирования окружающего мира брало на себя изобразительное искусство. Благодаря этому и сегодня по картинам «дофотографической эры» мы можем составить представление об архитектуре старинных городов. О пейзажах, многих из которых уже не существует. О манере одеваться, смотреть в глаза незнакомцам, обставлять свой дом и развлекаться. 

С появлением фотографии живописи больше не нужно запечатлевать реальность. Но по-прежнему нужно делать что-то большее, ведь взгляд художника всегда улавливает и передает нечто более тонкое, чем это дано беспристрастному объективу фотокамеры. Поэтому изображение реального мира дополняется густыми красками мира иллюзии. Идеальным местом для того, чтобы сосредоточиться своей фантазии, для многих художников были и есть острова: неизведанные, часто трудно достижимые и потому такие притягательные. А для кого-то острова становились лейтмотивом не только творческой, но и личной судьбы.

Острова Крит и св. Лазаря

Так было с Иваном Айвазовским. Говоря о нем мы, конечно же, первым делом думаем о море. Но жизнь и деятельность великого мариниста каким-то фатальным образом были сопряжены с темой островов. Один и тот же остров на полотнах Айвазовского может быть то спокойными и уединенными («Монастырь на острове Патмосе», 1859 год), то выдвигаться над бушующим морем равнодушной каменной глыбой («Остров Патмос», 1854 год). 

И. К. Айвазовский, Наполеон на острове св. Елены
Романтизированный образ загадочной земли, купающейся в морских водах и лучах восходящего солнца, представлен на картине «Остров Иския близ Неаполя» (1892). В одной из своих поздних картин «Наполеон на острове Святой Елены» (1897) Айвазовский изображает завоевателя в виде небольшой фигуры, стоящей на мощной скале, о которую разбиваются волны. Морские волны приравниваются к волнам житейским. 

Но художник идет еще дальше. Остров может становиться и символом народного восстания: в 1866–1869 художник напряженно следил за ходом освободительного движения греков на острове Крит, который в ту пор находился в турецком подчинении. Восстание было жестоко подавлено турками, которых поддержала Англия. Но борьба кандиотов за воссоединение с Грецией вызвала огромный европейский резонанс, а у многих современников тех событий – искреннее восхищение. Среди них оказался и Айвазовский. 

И. К. Айвазовский, Взрыв Аркадионского монастыря
на Крите в 1866 году
Художник посвятил критскому восстанию серию работ, изображая различные эпизоды освободительной борьбы. Самым трагичным из них стал взрыв Аркадионского монастыря на Крите (одноименная работа 1867 года). Легендарный монастырь Аркади, расположенный неподалеку от Ретимнона, в 1866 году стал убежищем для 300 повстанцев и 600 женщин и детей, окруженных 15-тысячной турецкой армией. Разрушив стены монастыря и ворвавшись внутрь, турки начали уничтожать всех без разбора. Тогда один из повстанцев поджег склады с порохом. Взрыв стер монастырь с лица земли, похоронив под грудами камней и турецкую армию, и греческих героев…

Впоследствии Аркади отстроили, и он стал настоящим мемориалом свободы и силы духа. Айвазовский же на своей картине персонифицировал масштабную трагедию, сведя ее к одному образу: седовласому священнику, поднимающему крест над гибнущими людьми.

Всю жизнь Айвазовский с благоговением относился к острову св. Лазаря в Венеции. С начала XVIII века здесь обосновалась монастырская община армянских ученых-мхитаристов, здесь же получил богословское образование старший брат художника – Гавриил. 

Акценты:
Остров, на котором расположилась «маленькая Армения», притягивал творческую элиту разных времен: здесь бывали Рихард Вагнер, Гаэтано Доницетти, Джузеппе Верди, Арам Хачатурян, Комитас, Егише Чаренц, Аветик Исаакян. Частым гостем был и лорд Байрон.

И. К. Айвазовский, Посещение Байроном мхитаристов на острове св. Лазаря в Венеции
Айвазовский проводил свой досуг на острове св. Лазаря не только за общением с любимым братом, но и за изучением бесценных манускриптов монастырской библиотеки. На склоне лет художник мечтал совершить еще одно путешествие в «маленькую Армению», однако так и не успел это осуществить. Одной из последних работ Айвазовского стала картина «Посещение Байроном мхитаристов на острове св. Лазаря в Венеции» (1899), на которой великие представители армянской культуры разных эпох тожественно встречают английского поэта. 

Остров Капри

В начале ХХ века другой итальянский остров стал настоящим эпицентром художественной жизни. Речь идет о Капри. Еще с 30-х годов XIX века, когда на острове обнаружили знаменитый Голубой Грот, сюда начали приезжать художники, поэты, ученые, да и просто путешественники со всей Европы. Поток туристов увеличивался, на острове в срочном порядке строились отели, кафе, рестораны, богатые поклонники Капри возводили здесь роскошные летние резиденции. К началу ХХ века Капри превратился в полноценный современный курорт, привлекательный не только и не столько своими пляжами, сколько интеллектуальной и творческой атмосферой. 

Фортунато Деперо
Акценты:
Здесь отдыхали и вдохновлялись Максим Горький, Райнер Мария Рильке, Амадео Модильяни, Оскар Кокошка, Джозеф Конрад, Норман Дуглас. 

Слава Капри добралась до Америки, и вскоре американская «диаспора» становится самой массовой. У американских, а затем и британских интеллектуалов появляется на острове постоянное место встречи – вилла Торричелла. Здесь на воскресных посиделках среди художников можно было встретить одного из самых видных представителей Belle Époque и известного денди Джона Сингера или Ромейн Брукс, известную в равной степени как своими символистскими портретами, так и бурными романами, в частности с писателем Габриэле д’Аннунцио и танцовщицей Идой Рубинштейн.

Фортунато Деперо
Франческо Канджулло
В 1917 году на Капри начинается период футуризма. В зале при кафе Моргано проходит выставка Фортунато Деперо, художника, дизайнера, скульптора и поэта футуристического направления, автора одних из первых рекламных кампаний для Campari и S. Pellegrino и «Mанифеста искусства рекламы». Важную роль в аккумуляции творческой энергии на острове сыграл писатель, ученый и общественный деятель Эдвин Черио, который в 1920 году был избран мэром. В 1922 году Черио организовал в своем доме конференцию по пейзажу, куда съехались главные представители итальянского футуризма.

В последующие годы на Капри были организованы коллективные выставки футуристов, среди которых были такие знаковые имена, как Франческо Канджулло, Руджеро Вазари и супруга Томмазо Маринетти Каппа Бенедетта

На Капри было составлено несколько манифестов футуристов и кубофутуристов, а сам остров и его архитектура становились объектами футуристических опусов. 


Гренландия и острова Аляски

Совсем иную технику и другой колорит применяет для изображения островной темы пейзажист Рокуэлл Кент, представитель реалистической традиции в американском искусстве. Ведь и интересующие его острова совсем другие. Кент посвятил свое творчество холодной красоте Гренландии, Ньюфаундленда, островам Аляски. Его работы масштабны благодаря величию изображаемых пейзажей, но при этом лаконичны по средствам. Сам их язык, четкий и запоминающийся, как будто впитал в себя морозную ясность северных ландшафтов.

Рокуэлл Кент, Побережье Гренландии
Специфику пейзажа Рокуэлл Кент постигал на маленьком полудиком острове Монхеган в штате Мэн, а спустя несколько лет провел целый год на Ньюфаундленде, изучая дикую природу и перенося свои впечатления на холст. Слава пришла к нему после серии работ, написанных в 1918 году на Лисьем острове на Аляске. Его картины все чаще составляют экспозиции нью-йоркских галерей, а критики говорят о «красках, положенных кистью атлета». 

Самыми известными считаются работы Кента, написанные в Гренландии: «Собаки в фьорде Кангендлуарссук», «Художник в Гренландии», «Гренландцы», «Ноябрь в Северной Гренландии». Помимо картин природы художника интересуют типажи людей Севера. Так появляются картины «Труженики моря» (1907), «Каяки» (1933), «Полярная экспедиция 1945 года», в которых персонажи олицетворяют уважительное и отважное сосуществование человека и суровой природы.

Рокуэлл Кент, Начало ноября, северная Гренландия
*   *   *
Так хроники островов переплетаются с судьбами людей, попадают на картины, а сами острова становятся местом рождения художественных направлений. В следующий раз, когда будете на острове, присмотритесь внимательнее: возможно, вы стоите на месте, где творилась история искусства. 

Технологии Blogger.