Ads

Новости

Titulo

Места абсолютного рок-н-ролла в Европе: Гаага

Та самая “шизгара”

Если Гластонбери называли европейским Вудстоком то с хипующим и психоделично рок-н-рольным западным побережьем США сравнивали так называемую “голландскую ривьеру”, а по-хорошему — несколько пляжей и клубов Гааги.


Современному туристу вряд ли придет в голову рассматривать Голландию как пляжный курорт — однако и такая инфраструктура в этой универсальной стране имеется. А в 60-70-х побережье Северного моря даже притягивало всевозможных европейских рок-раздолбаев: музыкантов, художников, актеров и прочую творческую нечисть. Вели себя они  правда намного сдержаннее ровесников из Калифорнии — сейчас это кажется удивительным, но тогда даже с легкими наркотиками в Нидерландах было в несколько раз строже чем в Америке. Рок-н-рольный бум тут наложился на нордический характер — рок голландской ривьеры был профессионально точным, простым и тщательно выверенным, как фортепианные мелодии Эрика Сати или телеграфная проза Хемингуэя.


Одним из таких сдержанных рокеров-экспериментаторов Гааги был гитарист Робби ван Леувен. Наигравшись в разных коллективах он в 1967 году создал свою группу и назвал её под влиянием одной из песен Эрика Клэптона — “Shoking Blue”. Группа имела своих поклонников, попадала в местные чарты, но, как и всему голландскому року, ей не хватало творческого безумия и яркой индивидуальности, чтобы прозвучать на весь мир.

Пока в 1968-м на одной вечеринке менеджер коллектива не увидел группу Bumble Bees с поразительной вокалисткой — Маришкой Вереш. Робби ван Леувен был очарован необычной внешностью Маришки, магнетическим ритм-энд-блюзовым голосом и переманил ее в Shoking Blue.


Маришка, у которой отец был венгерским цыганом, а мать уроженкой Германии французского-русского происхождения, в юности часто пела со своим отцом, игравшим на скрипке в маленьком оркестре. Огромные глаза, практически инфернальное цыганское обаяние, глубокий гипнотический вокал Маришки плюс великолепный первый сингл “Venus” сделали Shoking Blue знаменитой на весь мир. Мелодичность хита никого не оставила равнодушным — “шизгару” (в оригинальном тексте “she’s got it”) напевали даже самые застенчивые комсомольцы за железным занавесом.


До своего распада в 1974 году группа записала восемь альбомов с насыщенным и актуальным до сих пор звучанием — например украинские парни Quest Pistols в 2009-м вместо “Long and Lonesome Road” проорали “Я устал, хочу любви” и стали национальными секс-символами, а еще раньше успешнейшие каверы Shoking Blue делали Nirvana и Prodigy.


Так что помимо прогулок среди чудесной архитектуры, музея Эшера и приобщения к главным Европейским институтам по правам человека, в Гааге стоит посетить клубы AStA и OneFour, что помнят расцвет голландского рока и конечно же пляж Схевенинген, где почти по-калифорнийски отрывалась европейская богема 60-70-х. Та самая загадочная “шизгара” здесь!


Есть легенда, что как-то в новолуние на этом пляже Маришка Вереш традиционно для ритм-энд-блюзовых музыкантов продала душу дьяволу. Он даже специально, только ради нее прибыл из южноамериканских штатов в Гаагу. Может это и миф, но обладательница самых колдовских глаз в истории рок-н-ролла и самой потусторонней привлекательности несмотря на образ роковой женщины была очень скромной: не употребляла алкоголь и тем более наркотики, не вступала ни в какие отношения с музыкантами, даже не была замужем и не имела детей, обожала лишь кошек и чай, но по совершенно дьявольской иронии умерла в 2006-м году... от рака лёгких. Такой вот злой рок.



+ Бонус: "Шизгара" )


Читайте о других рок-н-рольных местах Европы здесь!
Технологии Blogger.