Ads

Новости

Titulo

Европа за морями: Французская Гвиана


Скромная, милая, высококультурная Франция рубилась за свои колонии практически до 1980-х. Практически все кровавые колониальные конфликты второй половины XX века (Индо-Китайские войны, Алжир…) так или иначе связаны с галлами. Впрочем они и оставили себе, в сравнении с коллегами по колониальному прошлому, самый яркий и разнообразный букет подчиненных территорий: от островов Мартиника и Гваделупа в Карибском море до Новой Каледонии, Таити и Бора-Бора в Тихом океане. 

Заморским департаментом Франции является остров Майотта в архипелаге Коморских островов рядом с Мадагаскаром. На референдуме 1974 года Коморы решили отделиться от метрополии, но именно на этом острове 64% жителей были против и теперь 200 тысяч народу практически иждивенцы на шее у французов — импортируется на Майотту практически все кроме рыбы и бананов, а сложная логистика и натянутые отношения с Коморскими островами затрудняют развитие туризма.


С другой стороны от Мадагаскара в Индийском же океане есть противоположность Майотте — успешный, процветающий и фантастически красивый Реюньон. Ставший правда жертвой своей популярности и страдающий от перенаселения и пробок. Глянуть на Реюньон 1960-х а также на Бельмондо, Катрин Денёв и Кароль Буке можно в классическом триллере Франсуа Трюффо “Сирена с “Миссисипи” и остров и актеры великолепны!

Есть и совершенно не умещающиеся в представление о политической географии современного человека Сен-Пьер и Микелон, оставшийся от французской Канады и Уоллес и Футуна — куски ЕС где-то между Гаваями и Новой Зеландией. 

Но самая крупная колония Франции находится в Южной Америке...


Французская Гвиана — из джунглей в космос

В некоторые списки стран Французская Гвиана даже не попадает, потому что просто считается Францией. Большинство людей не подозревают, что самая длинная граница Французской республики (673 километра) — с Бразилией (на 50 километров длиннее франко-испанской границы). 

Что вообще мы слышали о Французской Гвиане помимо того, что отсюда раньше возили кайенский перец? О ней заговорили в конце 1960-х благодаря графоманскому роману Анри Шарьера “Папийон” (“Мотылек”) и одноименному фильму со Стивом МакКуином и Дастином Хофманом. Правда основная мысль и фильма и романа о жизни заключенных в тропиках, что из Французской Гвианы нужно бежать любыми способами.


Гвиан на северном побережье Южной Америки раньше было несколько. Это Испанская Гвиана (запад Венесуэлы), Британская Гвиана (Гайана) и Нидерландская Гвиана (Суринам). Раньше существовала еще Португальская Гвиана, теперь это бразильский штат Амапа. От других Гвиан Французская отличается прежде всего тем, что независимого государства на этой территории так и не возникло, хотя в конце XIX — начале XX века предпринимались активные попытки его создать.

В 1946 году Гвиана получила статус заморского департамента Франции, да так им и осталась. Это самый большой по территории французский заморский департамент — площадь лишь немного меньше материковой Португалии, но при этом он очень слабо заселен. Если Гайана и Суринам в 1966 и 1975 годах соответственно получили независимость, то Гвиана осталась под крылом Парижа. Как впоследствии выяснилось, местные жители от этого только выиграли.


Еще в 1964-м стало ясно, что Гвиана никуда не убежит, поскольку Шарль де Голль выбрал именно эту территорию для строительства важнейшего стратегического объекта — Гвианского космического центра, или космодрома Куру. В космос вообще удобнее всего запускать что-нибудь с экватора (а Куру лишь на 5 градусов севернее) — импульс вращения земли наибольший, стало быть тратится меньше топлива и на любую околоземную траекторию выходить удобнее чем из Сибири, Казахстана или с Мыса Канаверал. Сейчас Куру основной космодром Европейского Космического Агентства и практически самая популярная стартовая площадка планеты для запуска спутников. Космодром охраняют бойцы Французского Иностранного легиона.


В 1996, 1997 и 2000 годах в Гвиане прошли массовые акции за предоставление территории большей автономии, но власти их разогнали. А в целом идея обретения независимости от Франции в народе не особо популярна. Так что Гвиана очень хорошо устроилась. Хоть она и находится в Южной Америке, но как часть Франции входит в ЕС и использует евро как валюту. Главой государства считается, соответственно, президент Франции, а вообще метрополию представляет префект, который сидит в Кайенне (это не автомобиль, а название города-столицы автономии, в честь которого был назван автомобиль).


В сравнение с соседями по латинской Америке тут конечно чище, спокойнее и безопаснее, однако с достопримечательностями не очень — грязноватое море, болотистые берега и джунгли через которые бредут редкие контрабандисты и мигранты из соседних стран. Автономия между Европой и Бразилией и географически и идейно: сияющий космопорт и контекст романа о французских уголовниках 1930-х годов — время тут немного застыло в экваториальной дымке, впрочем иногда от путешествия хочется как раз чего-нибудь подобного.


Справка:
Акватория: Атлантический океан
Население: 237 549 человек
Климат: зимой +25°С и +28°C, при этом летом нередки значения в пределах +34-37°С, январь-февраль сезон дождей
Еврозона: входит
Гражданство ЕС: да
Шенгенская зона: Не входит. Для въезда нужна или шенгенская виза, полученная в посольстве Франции или отметка о разрешении въезда в дополнение к шенгенской визе, выданной другим государством ЕС, но полученная также в консульстве или посольстве Франции.


Прочитать о другой "заморской" Европе можно здесь...
Технологии Blogger.