Ads

Новости

Titulo

Места из известных картин в реальности: Вид на Толедо (Эль Греко)


Толедо — это такая абсолютная Испания. Старая столица. Самый  правильный  кастильский язык.  Образцовые идальго.  

Один персонаж  Лопе де Вега говорит, что он хотел бы "любить, как толедец". "Лучшие марципаны, перепелки, мечи и  айва" — гласит испанская пословица. "Толедо на  всю Испанию славится примерными женщинами,  у  которых  ум  счастливо  сочетается с красотой", — пишет Сервантес. В 1923 году образцовый идальго XX века Бунюэль основал  "Орден Толедо",  назначив себя гроссмейстером, а других идальго: Лорку, Альберти и Дали — рыцарями. Условия  посвящения:   "Чтобы   быть  рыцарем   ордена,  надо  безоговорочно восхищаться Толедо,  пить ночи напролет и бесцельно шататься по городу. Тот, кто предпочитает ложиться рано, становится в лучшем случае офицером Ордена". Нечто географически и идейно более испанское и придумать невозможно!


На первый взгляд немного не вписывается в эту национальную идиллию Доменикос Теотопокулос, художник XVI века с острова Крит, оставшийся в истории под кличкой “Эль Греко”, данной ему кастильцами , что значит “грек”. Он здесь эмигрант с юга, еще и перекрестившийся — прямо олицетворение нынешних европейских проблем.

Возможно автопортрет Эль-Греко
Однако Эль Греко не вписывается не только в географию, но и в эпоху. Он  —  едва ли не самый странный и непохожий ни на кого художник в мире, более других путающий хронологию культурного процесса. Давайте возьмем его “Вид Толедо” примерно 1614 года — это же практически импрессионизм! В его портретах (особенно в портретах святых) чаще важна суть, характер, а не детали, даже пропорции тел могут быть искажены — познакомьтесь с Эль Греко — модернистом. А уж что у него происходит в метафорическом небесном пространстве, если в полотне для него есть место — редкий сюрреалист долетит до середины фантазий испанского “грека”.

“Вид Толедо” стал туристической визитной карточкой города и главным ракурсом для фотографов из-за реки Тахо. Толедо вроде бы совершенно иной, но почему-то узнаваем как в целом так и в фрагментах картины.

Эль Греко. Вид и план Толедо
Лучшая оптика передает на матрицы камер пейзаж этого абсолютно испанского города, но не может передать его характер и глубину, как это сделал Эль Греко. Скорее всего потому, что 400 лет назад греческий художник, прославившийся написанием портретов и тут писал не пейзаж, а портрет Толедо. И теперь они навека вместе — художник и город. Испанцы могут искоса смотреть на эмигрантов, бурчать, что раньше такого не было, но полностью принимать абсолютно свой Толедо, частью которого стал и населил художественными образами грядущих эпох такой же абсолютно свой  — Эль Греко.
Петр Вайль:
Они и  есть взаимные персонажи — художник и город. Эль Греко и Толедо. Трудно найти большую степень  соавторства — столько  они  сделали друг для друга. В данном случае можно говорить, что они сделали друг друга
Эль Греко. Аллегория
Где увидеть картину:
Вид Толедо (1604-1614). Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Узнать больше мест, которые фигурируют на известных картинах можно здесь...
Технологии Blogger.