Латинская Америка практически вся вспыльчива, наивна и романтична. Синоним слову “круто” там до сих пор слово “революционно”. Куба зачахла, загнана в штопор социалистами Венесуэла, но портреты Че Гевары и коммунистический пафос и сейчас в почете от мыса Горн до Тихуаны у южной границы США.
Самыми знаменитыми мексиканскими революционерами были не президенты и крестьянские вожди, а художники. Политики приходят и уходят, а фрески остаются. Однако программу мексиканской монументальной пропаганды начал министр образования Хосе Васконселос, который в 1920-м привлек мексиканских художников к делу. Не революция призвала их, а министерство. Диего Ривера, в то время заметный персонаж парижской богемной жизни, герой-любовник, покорявший русских художниц (от него родили детей Ангелина Белова и Маревна), преуспевающий кубист, сменил не только полушарие, но и жанр, и стиль, и тему.
Творчество Диего Риверы парижского периода. |
У художника, прошедшего сквозь импрессионизм, пуантилизм, символизм, влияния Эль Греко, Гойи, Сезанна, Пикассо и утвердившегося на рынке как кубист, в Париже Мексика представала соответственно кубистически — в расчлененном аналитическом виде, но размещение ярких пятен — зеленых, синих, желтых, красных — безошибочно мексиканское. Этот дар понадобился ему в Мехико, чтобы органично вписать гигантские фрески под своды Подготовительной школы, во двор Министерства просвещения, в лестничный пролет Национального дворца, в другие дворцы и министерства, университеты, больницы, отели.
Монументальная живопись создавалась Риверой для самых обычных людей. Его история Мексики — линейный процесс, что отражен в последовательных рядах картинок — это учебник-комикс, который может прочесть даже неграмотный крестьянин. Верность марксистской диалектике Риверы видна наглядно в оппозициях правого и левого: слева — буржуи, тьма, кровь, разврат, справа — пролетарии, солнце, цветы, созидательный труд.
Диего Ривера:
Коль скоро работа обладает формальным качеством и тема, взятая из окружающей действительности, представляет интерес для пролетариата, она служит делу революции
Но эпос Риверы очень локален — фрески не только не перевезешь и не покажешь на выставке, но с них и не сделать сколько-нибудь достойной репродукции. Эта живопись намертво вделана в город: не только Мехико не представим без Риверы, но и Ривера без Мехико не существует.
Единственный художник в нашей подборке, что масштабом, но, впрочем, и некоторой застылостью подобен архитектуре. Одна из главных причин побывать в жутком, перенаселенном Мехико — монументальная живопись Риверы и его коллеги Сикейроса. Но чтобы ее оценить и избавиться от навязчивого контекста советского пафоса — помните, что тут слово “революционно” не значит репрессии и ГУЛАГ, здесь-то и частную собственность никогда не отменяли — в Мексике “революционно” значит лишь “круто” и фрески Риверы это на самом деле очень талантливый социальный комикс.
Фрида Кало и Диего Ривера |
Интересный факт (вместо уже описанных мест, где можно увидеть картины)
Недалеко от Мехико жил сбежавший из СССР соавтор Октябрьской революции — Лев Троцкий. Он тесно дружил с Риверой и был страстно увлечен его четвертой женой, знаменитой мексиканской художницей Фридой Кало — на старости лет совершенно потерял голову. Но умер, как мы знаем, не от любви, а от ледоруба. Такая вот революционная романтика.
Андре Брэтон, Диего Ривера, Лев Троцкий |