Ads

Новости

Titulo

Почему мы покупаем сувениры?

+ 7 альтернативных способов сохранить эмоции из путешествия


Есть курьезный момент в ранней истории США. В 1786 году, будучи в Британии, Томас Джефферсон и Джон Адамс — в дальнейшем 3-й и 2-й президенты Америки соответственно, отцы-основатели — сегодняшние образцы для подражания, на пару дней отвлеклись от своей сложнейшей дипломатической миссии — первого визита государственных деятелей колонии ставшей государством в бывшую метрополию — и поехали в Стратфорд-на-Эйвоне, чтобы посетить дом Уильяма Шекспира. Там они достали перочинные ножи и отколупнули себе по куску деревянного кресла, что принадлежало когда-то Великому барду и сидя в котором Шекспир творил. 

С точки зрения общественной морали и этикета отцы-основатели оказались в этом случае редкими засранцами и туристами-вандалами. Однако вряд ли можно с полной уверенностью заявить, что культура поиска и приобретения сувениров с тех пор существенно изменилась.

Вещи коллекционировать хорошо, но еще лучше отправиться на прогулку!
Анатоль Франс

Брутальный шопинг или сакральный опыт?

Покупка сувениров и памятных безделушек — давно установившееся занятие, связанное с туризмом и отдыхом. Очень немногие возвращаются из отпуска или  деловой поездки, не добыв какой-либо памятной вещи, что как бы визуализирует,  воплощает дома полученный опыт. Вид этого вещественного доказательства может разниться и зависит и от человека и географии его путешествий — от шедевров до китча, от уникальных вещей до ширпотреба, от футболки и шара с падающим снегом до гобелена.

Шопинг стал частью туристического бизнеса, а покупка сувениров составляет существенную его долю. Согласно социологическому исследованию, заказанному аудиторским бюро Costello and Holmes в 2007 году предполагаемые расходы американских туристов на покупки в магазинах могут составлять до трети всего отпускного бюджета.  Несмотря на такую важность сувениров в туристическом бизнесе, очень мало проводилось исследований посвященных мотивам их покупки и последующему применению.

Антрополог Нельсон Грабурн говорит о психологии туризма как о “сакральном человеческом опыте” “священном, чудесном времени”, память о котором хочется зафиксировать, продлить.


Воспоминания в виде покупок не просто пополняют абстрактный “чемодан эмоций”, но и воплощают их материально. Коллекция сувениров делает опыт осязаемым как для демонстрации в кругу друзей или коллег, так и для собственного пользования.

Такую коллекцию нейромаркетологи Гал Зауберман и Ребекка Ратнер назвали “стратегическим запасом памяти”, а сувениры — триггерами в базе данных мозга, что запускают доступ к определенным пластам воспоминаний и чувств. Сувениры могут быть презентами друзьям, объединяющими страны и культуры, а могут быть знаками внимания самому себе, как узелки на память о чем-то личном и важном.

Акценты:
Родиной сувениров считается Древний Египет. Небольшие поделки, символизирующие то или иное место, род занятий, предметы обихода, дома, оружие, даже людей делались на память для… мертвецов. И опускались вместе с ними в могилу. Мало ли — соскучится покойный вдруг по этому свету, а сувениры ему обо всем и напомнят!

Мужественные и женственные сувениры

Большинство исследователей изучающих феномен сувениров, пытались понять их роль и классифицировать, чем противоречили самой их идее, их эмоциональной первооснове. Именно поэтому, скажем, исследование маркетологов Андерсона и Литрелла в 1996 году ожидаемо показало вполне очевидную закономерность — женщины покупают сувениры гораздо больше и чаще мужчин, и что женщинам этот процесс важнее психологически. Они же указали на то, что у мужчин и женщин довольно сильно различается степень символической привязанности и смыслового наполнения объектов, что находятся в доме и их истории.



Выходит, что есть гендерные различия между покупательским поведением туристов-мужчин и туристов-женщин, хотя этот вопрос детально и не изучался, а зря, — это важнейший маркетинговый двигатель. Импульсивные и обдуманные, эксклюзивные или типичные для региона, в одиночку или компанией — покупки представителей разных полов на отдыхе отличаются еще больше чем в обычной жизни. Зато, похоже, продавцы сувениров по всему миру давно инстинктивно просчитали разницу в психологии полов и пользуются этим вовсю, зная спрос и предлагая “то, что нужно именно здесь и сейчас”.

Акценты:
Согласно социологическому исследованию Хью Уилкинза “Souvenirs: What and Why We Buy” опубликованному в марте 2011 года в Journal of Travel Research, женщины особенно склонны к покупке предметов декоративно-прикладного искусства с региональной тематикой и туристических услуг вроде нанесения временных татуировок, получения знаний о местных ремеслах, да и собственно лидируют в покупках по всему спектру сувенирной продукции кроме одного пункта. Мужчины уверенно побеждают в приобретении сувениров на распродажах и по сниженной цене.

Сувениры, как зеркало предрассудков

Популярный travel-блогер Рольф Поттс был очарован сувенирными рынками местечка Ки-Уэст во Флориде. Конечно контекстный ассортимент товаров был связан с морем, сигарами и пребыванием в этих местах Хемингуэя и приятелей. Однако Рольфа поразили также развалы футболок с надписями вроде: “Tell your boobs to stop staring at my eyes” (“Скажи своим сиськам на таращиться на мои глаза”) или “Farting is my way of saying I (heart) you” (“Пуканье — мой способ сказать, что я [сердечко] тебя”). Выяснилось, что продажи таких идиотских “сувениров” не менее высоки чем вещей с прямой географической привязкой к Ки-Уэст. Боюсь, что это Рольфу еще повезло не оказаться в летней Одессе!

В большинстве случаев охота за сувенирами вовсе не связана с осознанным изучением вашего места пребывания, это своеобразная “лакмусовая бумажка”, отражающая ваши капризы и предубеждения как путешественника. В Египте, например, поколения туристов с упорством, граничащим с одержимостью, ищут некие реликвии, которые бы потом напоминали им неповторимые пейзажи этой страны, увиденные скорее не лично, а в фильмах и книгах. 

И в местах скопления туристов египтяне продают фальшивый папирус, пресс-папье в форме великих пирамид и алебастровые статуи Нефертити — ничего из этого вы не найдете в доме уважающего себя египтянина.

Похожую ситуацию можно увидеть и на рынках Калькутты, где местные жители и туристы существуют будто в рамках некой кастовой системы. Туристы инстинктивно движутся к лавкам, торгующим резными деревянными фигурками слонов, декоративными вазами, циновками ручной работы, тогда как индусы отправляются на рынок за резиновыми ковриками для ванной комнаты, кастрюлями из нержавеющей стали и калькуляторами.

Можно попробовать сослаться на научный прогресс, однако на протяжении всей истории человечества охота за сувенирами была довольно забавным делом. В древней Анатолии местные жители продавали доверчивым грекам нечто, выдаваемое за исторические реликвии времен Троянской войны. 

Раскопки, проведенные в Италии показали, что древние римляне питали слабость к бутылочкам из дешевого стекла, расписанными видами древних достопримечательностей. В средневековье христианские паломники, наводнившие Святую Землю, зарекомендовали себя самыми доверчивыми охотниками за реликвиями за всю историю человечества, и тащили домой “те самые!” терновые венцы, куски креста с распятия, Святые Граали, плащаницы и даже мощи евангельских персонажей (например, известно три места с головой Иоанна Крестителя).


Но неправильно было бы, постебавшись над собирателями пазлов из кусочков святых, позиционировать себя выше этого сувенирного безумия — в конце-концов у меня у самого в столе лежат колдовские амулеты (“на деньги”, “на любовь до гроба”) с рынка ведьм в Ла-Пасе, в кладовке кальян из Стамбула, а холодильник залеплен магнитами и порой довольно дурацкими. 

Однако есть один интересный эффект — все эти "штучки" не вызывает тех бурных эмоций, что, потрепанная кепка, купленная в сэконд-хэнде в Запорожье или красная футболка с надписью: “Oh, shit!”, в которых я путешествовал по Южной Америке и Ближнему Востоку. Как ни странно — здесь есть смысл! Когда я покупал магнитики, кальян и амулеты — то занимался занимался обычным шопингом, а в футболке и кепке слонялся по пыльным дорогам Курдистана и ущельям в Андах, то есть именно путешествовал.

Акценты:
В Японии есть традиция “омиягэ” — вручение подарков близким после временного отсутствия. Командировка или отдых, как ни крути, оказывается отклонением от домашних и социальных обязанностей, ритуалов и сувенир считается своего рода компенсацией. Поэтому японские аэропорты просто ломятся от магазинчиков, предлагающих сувениры со всего мира, что избавляет практичных японцев от судорожных поисков подарков непосредственно в месте их изготовления. Так в комнате японской девочки могу появиться часы с Микки Маусом, миниатюрная Эйфелева Башня, резная балинезийская маска — подарки, привезенные ее отцом из поездок во Флориду, Францию и Индонезию, однако все до одного купленные в токийском аэропорту.

Несколько идей и рекомендаций как заменить сувениры и сохранить эмоции из поездки

Ценность сувениров вроде бы в том, что они должны помочь не забыть о чем-то важном, но, давайте, положа руку на сердце, скажем — большинство сувениров с этой функцией не справляются. Их нужность, важность и смысл, которые казались бесспорным на рынке, где они были куплены, дома куда-то вдруг испарились. Как, кстати, и большинство самих сувениров — вот уже несколько лет уже не могу вспомнить куда дел пивной бокал из Риги.

Они могут задержать один момент поездки — и этот момент чаще всего связан именно с шопингом, но не охватить все путешествие. Воспоминания не приклеишь на холодильник — со временем они все равно стираются и выветриваются. А сделанные в Китае флажки самых разных стран радуют почти так же как поддельные елочные игрушки из анекдота.

Тем не менее, некоторые вещи могут зацепить ощущения, которые особенно важны. Но тратить деньги на них как раз не обязательно. Трент Хамм, колумнист издания The Simple  Dollar, обучающего американцев экономике и экономии, нашел 7 классных идей чем заменить сувениры без ущерба кошельку и воспоминаниям.

1. Находки в пути

Это камешки, ракушки, раковины, монетки, выкинутые морем. Их интересно искать и примерять в голове как они будут смотреться дома в горшке для цветов, в аквариуме или на дорожке во дворе. Такие небольшие осязаемые вещи, привезенные из разных уголков, сделают дом по-настоящему уютным и напомнят моменты их поиска и выбора.

2. Фотографии

Фотографии — цемент, что скрепляет воспоминания о путешествии. Они дают прямое визуальное представление о  месте или моменте, увиденном и случившемся с вами. Просмотр фотографий из путешествий оживляет опыт, а с сегодняшним уровнем развития цифровых технологий возможность делать качественные фотографии доступна каждому. Единственное — прочитайте перед путешествием пару статей о композиции фото.

3. Видео

Если у вас уже есть сматрфон, цифровой фотоаппарат и вы делаете цифровые фото, то и видео вам, наверняка, доступно. Видео-ролики  —  такие же сувениры из путешествий, как и фотографии, и не требуют дополнительных трат. Разве что не снимайте кадры, длиной больше минуты, снимайте не только пейзажи, но и делайте больше крупных планов и “деталей” — такие видео легче собираются затем в клипы о путешествии.

4. Путевой журнал

Ведение путевого журнала — самый модный способ сохранить впечатления! В конце каждого дня, прямо перед сном, можно достать дневник и внести туда все, что придет в голову. Все, что случилось интересного в течение дня или иногда тезисно просто пять вещей, которые не хотелось бы забыть.

Занимает это минут десять,  но создает идеальный слепок эмоций. Для таких журналов есть модное слово “скрапбукинг”. К страницам дневника можно приклеивать салфетки из лучших ресторанов, билетики на общественный транспорт, регистрации на рейсы самолетов, пивные этикетки и т.п.

По возвращению приятно будет открыть такой журнал, и смотреть как он менял во время путешествия наполнение, настроение и даже запах. А если вы попадете на необитаемый остров — он станет вашим последним и единственным другом. Впрочем можете притвориться капитаном, дневник назвать “судовым журналом” и записывать туда сводки о штормах, бунтах, сражениях с пиратами и о том, что запасы рома и солонины на исходе…

5. Рисунки (наброски)

Вдруг у вас талант зарисовывать с натуры? А может это отлично получается у вашей супруги, подружки, детей, друзей, попутчиков. Они нарисуют мир вокруг таким как видят именно они и это может стать для вас неожиданностью — то, что люди очень разные это особенная радость и опыт в пути!


6. Открытки самому себе

Открытки стоят не дорого, в любой стране это самый дешевый из сувениров. Купите открытку, не пожалейте пары монет! На ней можно написать несколько строк, и отправить на свой собственный адрес. Лизните, как в старые добрые времена марку, приклейте ее сверху и отнесите открытку на почту. Вы удивитесь, как будете рады обнаружить ее в своем домашнем почтовом ящике, прошедшую свой путь, с печатями, штемпелями, такую гордую, что нашла вас! Отличный, винтажный сувенир!


7. Скретч-карта

Это не карта памяти. Это географическая карта, и она должна быть довольно большой. На кнопочках в каждом месте, в котором вы побывали, могут быть заметки, фотографии, билетики, открытки, номера телефонов новых друзей из путешествия.

С появление скретч-карт туризм приобретает новый смысл, а сами карты становятся объектами гордости и демонстрации друзьям. Только добавляйте к каждому месту на карте нечто физически ощутимое, и воспоминания украсят и вашу жизнь, и ваш дом. Карта будет становится все ярче, а вам все интереснее и азартнее  будет путешествовать. Вы станете еще и охотником за странами и артефактами для карты. Все что понадобится для такого сувенира — это стена и немного терпения в начале.



И напоследок три околосувенирных рекомендации от тревел-блогера Рольфа Поттса и одна от автора статьи.

— Не зацикливайтесь на покупке сувениров в специализированном туристическом месте. Любой предмет, как-то связанный с вашей поездкой, будь то мини-гербарий или местная сладость может стать гораздо более памятным приобретением. Ну а прежде чем отправиться в сувенирные лавки в поисках подарков для близких людей — загляните в местный супермаркет (как ни странно, но там вы можете найти все то же самое, но гораздо дешевле);

— Отложите покупку сувениров на конец поездки. Пусть сувениры будут тем, чем и должны быть, а именно — воспоминаниями, не торопитесь с покупками, подождите пока с вами не случиться какая-нибудь забавная или просто запоминающаяся история или приключение. В этом случае сувенир не только будет завязан на ярких воспоминаниях, но и его поиски не отнимут у вас столько полезного времени;

— Полученный опыт и эмоции куда важнее сувениров. В конце-концов шопинг всегда остается шопингом, так что не позволяйте ему затмить ваше путешествие.


— Не будьте туристами-вандалами как Томас Джефферсон и Джон Адамс, не колупайте перочинными ножами места, отмеченные задницей какого-нибудь гения, не пишите на достопримечательностях “Здесь был Вася”. Пожалуйста, берегите свою репутацию и репутацию своей страны — пусть лучше американцам будет неловко за своих отцов-основателей, а нам ведь еще путешествовать и путешествовать!

Текст: Владимир Красноголовый
Технологии Blogger.