Ads

Новости

Titulo

Лица Марокко: Касабланка и "Касабланка"


Туристическое направление Марокко появилось намного раньше чем одноименное королевство. В 1846 году тут побывал, а главное описал местный колорит и достопримечательности в свое время не менее известный своими путевыми заметками чем романами трэвел-блогер Александр Дюма, в 1920-е сюда потянулись авторы “потерянного поколения”, где-то в конце 1940-х герои романа “Под покровом небес” рассуждают о разнице между путешествиями и туризмом именно высадившись на марокканский берег: “Турист, как только куда-нибудь приезжает, сразу начинает хотеть обратно. А путешественник… Он может и не вернуться…”, в 1950-е образовалось независимое государство и тогда-же его полюбили отвязные битники, рванули сюда хиппи, а когда хиппи повзрослели на Марокко появилась мода у богемы.

Текст и фото Касабланки: Владимир Красноголовый

В Марокко стало модно покупать дома — чтобы и вопроса не было, куда возвращаться. Начали процесс еще лет 20–30 назад неформалы и звезды вроде Элизабет Тейлор, Трумана Капотэ, Жана Жене, а в 2000-х сюда за вдохновением отправились модные фэшн и мебельные дизайнеры. Джимми Чу создавал коллекции навеянные образами Марракеша, Паскаль Мург делает диваны в стиле марокканских кустарных поделок. Дидье Гомез построил себе риад, куда сбегает при первой возможности. Ив Таралон, создающий домашние линии для Hermes, купил рыбацкую хижину в Танжере. Ив-Сен Лоран и вовсе приобрел знаменитый сад Можарель в Марракеше.

Кадр из фильма "Под покровом небес", Бернардо Берталуччи, 1990
В Марокко едут за синим небом, запутавшимся в переплетах окон Касабланки, за густым розовым воздухом Марракеша, за тусклым золотом сахарских песков и сверкающими верхушками Алтласских гор, за лабиринтами узких улочек медины, повторенном в бесконечном узоре тканых вручную ковров. У Марокко много лиц и древнейший опыт по приему туристов в Африке. Заглянув же в Марракеш и Касабланку еще сложно представить все многообразие страны, но составить правдивое впечатление о стране можно побывав именно в этих городах.

Касабланка и “Касабланка”

- Ради Бога, что привело вас в Касабланку?
- Здоровье. Я приехал на воды.
- Воды? Какие воды? Мы в пустыне.
- Меня дезинформировали. 

х/ф “Касабланка”, 1942

Фильм Майкла Кёртиса гораздо более известен и популярен чем город, но кажется все с этим не без удовольствия смирились. Само название уже символ застывшего в целлулоиде черно-белого времени, клубов сигаретного дыма, сияния глаз Ингрид Бергман, бокала виски или пистолета в руке Хэмфри Богарта. В 1942-м году вся Касабланка без претензий на какую-либо достоверность была выстроена в калифорнийской студии, а сюжет с реальностью не имел ничего общего. 


Город не был таким уж Вавилоном и последней надеждой убегающих от войны европейцев, а колониальные власти вишистской Франции гораздо более плотно сотрудничали с немцами, чем в кино. Например на рейде Касабланки состоялось сражение французских кораблей, выступающих на стороне рейха с американскими и британскими.


Однако очарование фильма о владельце питейного заведения Рике Блэйне, что смог без суеты променять цинизм и налаженную жизнь на антифашисткие идеалы и смириться с тем, что его женщина выбрала рыцаря в сверкающих доспехах, одобрить ее выбор и помахать улетающему вдаль самолету, дает и городу, кроме названия ничего с фильмом общего не имеющему, приятный нуарный контекст.


Главным симулякром “Касабланки” в Касабланке является Rick’s Cafe, открытое в марте 2004 года американкой и бывшим дипломатом в Марокко Кэти Кригер. Кафе было тщательно воссоздано по кадрам из фильма и стало популярной достопримечательностью города  — несмотря на жуткие цены, для посещения нужно регистрироваться онлайн за несколько дней. Впрочем место тут действительно классное, на краю старого города — если бы Рик Блэйн когда-либо существовал на самом деле его кафе находилось бы именно здесь.


Впрочем есть и реальный вклад Касабланки в историю кинематографа — через 6 лет после расставания на взлетной полосе выдуманных Ильзы Лунд и Рика Блэйна тут родился вполне реальный человек Хуан Морено, которого мы знаем и любим под псевдонимом Жан Рено.



Почти без кино

История Касабланки началась в незапамятные времена. Уже в седьмом веке нашей эры на этом месте находился город Анфа. Жившие там берберы вели оживленную торговлю с жителями западных стран. Однако в 16 веке город захватили португальцы, которые и дали ему новое название «Casa Blanca», то есть «Белый дом». Дело в том, что на побережье стояло большое здание, выстроенное из белого камня, которое было заметно далеко в море и служило прекрасным ориентиром для кораблей.

В 1755 году город был разрушен мощным землетрясением. Португальцы не стали его отстраивать, а просто покинули — так город вновь стал арабским. Новые власти попытались дать ему восточное название Дар-эль-Бейда, но европейцам было сложно его запомнить и город так и остался Касабланкой. В начале прошлого столетия в городе обосновались французы. Именно при них город стал быстро развиваться и расти, вокруг его старинного, еще мавританского центра, появились красивые кварталы в стиле модерн с восточным акцентом — например именно в таком здании 1930 года и находится Rick’s Cafe.


Ключевую роль сыграл этот город и во время Второй Мировой войны. Здесь высадились союзники в ноябре 1942 года, а в феврале 1943-го тут состоялась встреча президентов США и Великобритании – Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля, решивших именно здесь бороться с фашизмом до конца.

После ухода из Касабланки французов в 1956 году город переживал некоторые сложности, однако бурно развивавшаяся туристическая индустрия, которую еще больше подогрела вневременная популярность одноименного фильма, и строительство огромного современного порта вновь сделали Касабланку важнейшим городом Марокко.


Сейчас Касабланка второй после Каира по численности населения город Африки — в нем проживает 3.6 млн человек. Это финансовый, промышленный и логистический центр Западной Африки — по ощущениям скорее чуть примусоренная Южная Европа, чем ориентальная экзотика. Ленивые путешественники даже называют его самым скучным городом Марокко и очень даже зря — тут есть на что посмотреть и чему удивиться, только предстоит немного пройтись.



Большая прогулка

В 25 километрах от центра города — самый крупный аэропорт страны, единственный, где, кстати, возможен транзит — Марокко до сих пор визовая страна для украинцев. От аэропорта в центр каждый час ходит двухэтажная электричка. Ехать следует до станции Casa-Port, стоит проезд 44 дирхама (чуть больше $4), после жутковатых окраин довольно быстро станет ясно на что ориентироваться в городе — уже минут за 15 до прибытия вы увидите самый большой минарет мира — 200-метровую башню мечети Хасана II. Она на 30 метров выше Пирамиды Хеопса и на 40 метров выше Собора Св. Петра в Риме.


Бум современной исламской архитектуры, эксперименты с традиционными формами отчасти инициированы строительством Мечети Хасана в Касабланке. В конце 1980-х ее начали воздвигать на добровольно-принудительные пожертвования всей нации — говорят, никакую государственную печать невозможно было получить без предъявления справки о вкладе в строительство мечети. Сооружение обошлось в 800 млн. долларов и четыре года изнурительного труда тысяч рабочих. 


Архитектор Мишель Пинсо, известный проектами офисных сооружений на Елисейских полях, что интересно, не был мусульманином, но отнесся к традициям хоть и слегка свободно, однако с уважением. Даже вдохновился словами Корана о том, что “Трон Аллаха находится на воде” — мечеть Хасана II возвышается над городом и океаном с искусственного полуострова.

Совершенно естественно с вокзала отправится именно к ней — как многие знаменитые гигантские сооружения она производит неизгладимое впечатление именно вживую — никакие фильмы и фотографии не передадут всей красоты и масштаба. К тому же это единственная мечеть в Марокко, во внутрь которой разрешен вход немусульманам. Там великолепная мозаика и колоссальные люстры из венецианского стекла. 


А еще мечеть Хасана II очень технологична: полы имеют подогрев, крыша может раздвигаться, а само здание является сейсмоустойчивым. В верхней части минарета есть лазерный прожектор, создающий в небе световую линию зеленого цвета длиной в 30 км в сторону Заповедной Мечети в Мекке. Абсолютный must see в Касабланке. Можно сохранить на память монетку в 5 дирхам с отчеканенной на ней мечетью Хасана II — дешевле и колоритнее местных магнитиков.


Обязательна к посещению Старая Медина — именно на ее месте когда-то была древняя Анфа. Отдавая должное названию города все дома Медины выкрашены в белый цвет, иногда подведенный ярко-голубым. Что здорово — лишь пара кварталов тут ориентированы на туристов, остальные абсолютно аутентичны и в традициях восточного города-базара специализируются каждый на чем-то своем: ковры, кожа, оливки, верблюжье мясо. Тут же шикарная уличная еда “для своих” и непринужденное общение с местными, которым от вас ничего не нужно, они просто удовлетворяют любопытство — редкая штука для времен глобального туризма.


Сувениры же можно купить в Новой медине, расположенной рядом с Королевским дворцом (сейчас там находится дворец правосудия). Сюда можно попасть из Старой Медины через многочисленные ворота, отделанные коричневой окантовкой. 

Сердцем Касабланки считается Площадь Объединенных наций. Она расположена между стеной старой медины с высокой часовой башней и деловой частью города, где находятся скучные высотные здания из бетона и стекла и не менее скучные дорогие магазины и рестораны. Ничего особенного, но миновать ее все равно не получится, когда вы обязательно пойдете во французский квартал ар-деко и на площадь Мухаммеда V, больше похожую на сквер: с фонтанами, множеством деревьев и зданиями, построенными в 20-х годах прошлого века. Рядом с ней раскинулся парк Лиги арабских государств, с заросшими тенистыми аллеями.


Между этим парком и оживленным кварталом Маариф находится Вилла искусств — изящное белое здание. Сейчас в нем музей современного искусство Марокко. Но в нем, сурового туриста удивить будет нечему, а вот музей марокканского иудаизма, пожалуй, уникальная фишка — в Касабланке была одна из древнейших иудейских общин. В здании, воссоздающем интерьер синагоги представлены картины быта, костюмы и культовые предметы марокканских евреев. Неожиданная штука для исламской страны. 

На побережье Атлантического океана находится еще одна достопримечательность Касабланки — Маяк на мысе Эль Ханк. Он, конечно, живописен — обмотан разрисованной тканью, но главный смысл тут — великолепный вид на мечеть Хасана II и на застроенную белоснежными домами океанскую набережную. Если оторваться от этого пейзажа и взглянуть в другую сторону — вы обнаружите вереницу пляжей, все-таки Касабланка находится на Атлантическом океане и грех в нем не искупаться!


В принципе все описанное в огромном городе на расстоянии хорошей пешей прогулки. Касабланка современный деловой центр, воспринимающий себя очень по-европейски, бегающий по утрам и потягивющий смузи. Для девушек тут привычнее футболка, а не хиджаб. Он ненавязчив и неприлипчив к туристам, что замечательно — пожалуй, именно тут лучше всего начать знакомство с Марокко.


Читайте дальше о Марракеше!
Технологии Blogger.