Ads

Новости

Titulo

МАРК ТВЕН: БРОДЯГА В ХАЙДЕЛЬБЕРГЕ


«Город лежал, просторно вытянувшись вдоль реки. Запутанная паутина улиц и переулков сверкает как драгоценности в сияющем свете. За замком возвышается холм, покрытый лесом и подобный собору, а за ним царственная и величественная гора. Замок сверху оглядывает плотные ряды коричневых крыш города. Никогда ещё не радовал меня вид, который излучал бы столько умиротворяющего шарма, как вот этот». 

Марк Твен 

Лучший город в Германии: где он? Судя по воспоминаниям одного из авторитетнейших путешественников прошлого и американского писателя по совместительству, – это не Мюнхен, не Гамбург, не Кёльн, не Франкфурт и не Берлин. Антон Фролов отправился по следам Travel Hero на берега реки Неккар, чтобы открыть тайну Марка Твена.

Текст и фото Антон Фролов 

Философы приезжали сюда за новым смыслом жизни, литераторы – за идейным вдохновением, художники находили потрясающие виды, студенты – лучшее образование, а романтики со всей Европы проводили здесь медовые месяцы. Средневековый Хайдельберг – роскошный музей под открытым небом, способный перевернуть всё, что можно предположить о европейском рае.

Марк Твен в конце XIX века провёл в Хайдельберге три месяца вместе с семьёй и влюбился в романтический город. Он поселился в лучшей гостинице на вершине горы и платил 250 долларов в месяц. В своей угловой комнате писатель мог часами наблюдать, как по реке Неккар ходят малые и большие суда, как засыпает огромный замок, а за его спиной зажигаются бриллианты уличных огней. 

Именно здесь автор описал сплав по реке на плоту для Гекльберри Финна, а также и самого героя. Оказывается, древнее название города Хайдельберг в буквальном переводе на английский пишется как «Huckleberry Mountain» («Черничная гора»), что полностью совпадает с именем Гекльберри Финна (Huckleberry Finn). Об этом не знают даже американские знатоки Марка Твена. А ты уже знаешь! 

Розовый замок 

Говорят, это самые прекрасные руины во всей Германии: здесь смешались барокко, готика и ренессанс. Замок Хайдельберга хранит в себе тайны истории, идущей корнями в XIII век. Впервые его розовые стены упоминаются в документе 1225 года; затем в 1294 году, а в документе 1303 года присутствуют уже два замка – верхний и нижний.


В течение разных эпох его разрушали сильнейшие удары молний, пожары, войны и прочие катаклизмы, но ничто не помешало замку стать одной из главных достопримечательностей Германии. Им восторгались мировые легенды: Мартин Лютер, Виктор Гюго, Вольфганг Гёте и, конечно же, наш герой – Марк Твен.

Писатель искал здесь вдохновение для своих классических произведений, которые мы знаем с детства. Он мог часами прогуливаться по аллеям вокруг замка, не забывая отметиться в винном погребе, где хранится самая большая бочка в Европе (её ёмкость – 212 422 литра).
Каждый слышал о великой Хайдельбергской Бочке, а большинство несомненно её и видели. Это винная бочка размером с домик, и некоторые в народе говорят, что в неё влезает восемнадцать тысяч бутылок, а другие рассказывают, будто она может вместить восемнадцать сотен миллионов бочек. Думаю, вероятно одно из этих утверждений ошибочно, а другое ложно. Однако, вопрос вместительности этой штуки маловажен, так как бочка эта пуста и, если верить истории, всегда была пустой. Пустая бочка, пусть даже размером с целый собор, меня не сильно возбуждает. 
Бочка действительно пуста, но её размеры поражают: на её постройку в 1751 году ушло 130 взрослых дубовых стволов.


Гуманитарное сердце Европы 

Царь-Бочка – безусловно, весомая достопримечательность города, но не главная. А где же главная? Осмотритесь: кого в Хайдельберге больше всего? Правильно, студентов.

«В любое время суток на улицах Хайдельберга встречаешь студентов. При этом их так много, что поневоле начинаешь себя спрашивать: а учатся ли они вообще?» – вопрошал Марк Твен, гуляя по городу и наблюдая за абитуриентами старейшего вуза Германии, основанного в 1386 году.

На момент основания он стал четвёртым по старшинству после болонского, пражского и венского университетов на территории Священной Римской империи. Хайдельбергский университет, словно магнит, притягивает молодёжь со всего мира и в наши дни.


Все главные здания и кампусы университета расположены в Старом городе, на правом берегу реки Неккар. Здесь же студенческий городок и знаменитая Хайдельбергская библиотека, основанная в период расцвета Средневековья. 

«Книга знаний всегда открыта» – таков лозунг студентов университета, чьи ряды насчитывают 56 лауреатов Нобелевской премии. Но самый известный студент не получал никаких премий, зато в 1509 году стал прототипом философской драмы Гёте. Догадываетесь, кто этот выпускник философского факультета?


Тюрьма для студентов 

«Не думаю, что мне приходилось бывать в помещениях, обильнее украшенных фресками, чем эти», – писал Марк Твен в 1878 году. Это он о карцере при университете – настоящей тюрьме для студентов, действующей до 1914 года.

Невероятно, но попасть сюда было делом чести. Обычно арест длился от трёх дней до четырёх недель, в зависимости от правонарушения. Студенты должны были провести первые дни только на хлебе и воде, затем им разрешалось получать пищу извне и даже посещать лекции во время ареста. Сам Марк Твен просил у власти возможности провести здесь ночь, но получил отказ.


«Продайте хоть стол с росписями студентов!» – требовал писатель, но и тут его ждало разочарование. 

Стоит пройтись по карцеру, найти эти расписные столы и провести в тишине некоторое время наедине с произведениями студенческого искусства прошлых веков. Бесценный опыт! 

Искусство без ума 

В те времена, когда Марк Твен черпал вдохновение в Хайдельберге, ещё не существовало места, куда бы он точно захотел попасть: это музей врача-психиатра Ханса Принцхорна. Но мы не можем обойти его стороной.


Здесь хранится пять тысяч картин, коллажей и скульптур, созданных пациентами психиатрических клиник Германии XIX-XX веков. Это настоящие произведения искусства от авторов, чья глубина мышления выходит за пределы понимания. Большинству авторов доктора поставили диагноз «шизофрения».


По мнению Ханса Принцхорна, именно безумец, который находится в мистическом союзе со Вселенной, способен совершать настоящие живописные открытия. Самые старые из произведений датируются концом XIX века. После смерти Принцхорна собрание дополнили произведения художников из Японии, Польши, Франции, Италии и Австрии.



Адам, опера и немецкий 

Каждый путешественник, попадающий в Хайдельберг, обязан увидеть этого человека, а точнее, то, что от него осталось. Ведь это главный исторический герой всей Европы – «Адам». Его возраст – около 600 000 лет. 

Хайдельбергский человек – европейская разновидность человека прямоходящего, непосредственный предшественник неандертальца. Находка была сделана 21 октября 1907 года во время раскопок в Мауэре простым рабочим.

Знал бы Марк Твен, что в Хайдельберге в открытом доступе лежит челюсть «Адама», он бы многое за неё отдал. Он вообще готов был расстаться с крупной суммой ради различных немецких «специалитетов», но единственное, в чём он полностью разочаровался, – это немецкий язык.


«Смею вас заверить, что такого безалаберного, бессистемного, скользкого и увёртливого языка, как немецкий, во всём свете не сыщешь». А история была такая. «Однажды мы сели на поезд и поехали в соседний город Маннхайм, на оперу. Давали «Короля Лира». Это была ошибка: мы просидели три часа и ничего не поняли, кроме грома и молний». 

Вероятно, после этого случая Марк Твен начал усиленно изучать немецкий язык в Хайдельберге. По его словам, «он похоронил трёх учителей», чтобы достичь своего уровня совершенства. Писатель бродил по тропе философов и зубрил немецкие падежи, поражаясь богатой грамматике.

Удивительно, но именно в Хайдельберге любознательный американец написал своё самое ироничное эссе за всю творческую карьеру. Оно называется «The awful German language» – ужасный немецкий язык. Нетрудно догадаться, чему посвящено это творение, и знатоки утверждают, что сам Гелос – греческий бог смеха – вселился в Марка Твена и вместе с ним изучал немецкий язык на улицах самого романтичного, самого образованного, самого культурного города в Германии, который оставил след в мировой классической литературе.


Технологии Blogger.