Ads

Новости

Titulo

Учим албанский!

10 разных слов и выражений, характеризующих Албанию



«— Почему Албания? — А почему бы и нет? — Что плохого они нам сделали? — А что хорошего они сделали для нас? Что ты знаешь о них? — Ничего. — Вот видишь...» — это диалог из гениальной политической киносатиры «Хвост виляет собакой» Барри Левинсона. В фильме, чтобы отвлечь внимание от внутренних проблем и избежать скандала, правительство США затевает фиктивную войну с Албанией — со страной, о которой никто ничего не знает.



Текст: Денис Корицын

К сожалению, с 1997 года, с момента выхода картины, мало что изменилось не только в мировой политике, но и в представлении об Албании. Это до сих пор (и для нас в том числе) — самый малоизведанный угол Европы, наполненный мрачными стереотипами. Но очень похоже на то, что благодаря своему географическому положению, количеству достопримечательностей, радушию жителей, относительной успешности экономических реформ и тому, что новое поколение албанцев очень хочет открыть свою страну миру и много над этим работает — вскоре Албания может стать одним из самых востребованных туристических направлений на Адриатике. И, конечно, к этому стоит подготовиться, выучив несколько слов и выражений на албанском языке в контексте некоторых фактов и информации о стране.

Превед, Албания!

«Привет!» по-албански сложно — Përshëndetje! Но можно сказать проще: «Hi» (произносится как «хи») — все поймут. А вот самоназвание страны—  не Албания, а Shqipëri — местные говорят «Шкипери», что происходит от слова shqiponjë — «орел». По легенде один местный охотник выменял у гигантского орла его птенца на магические способности и силу — от этого охотника и пошел албанский народ.

Чтобы поприветствовать «Шкиперию», нужно, конечно же, туда добраться. Проще всего прилететь в столицу страны — Тирану. В аэропорт имени Матери Терезы (несмотря на то что родилась блаженная в Скопье, она этническая албанка) прямых рейсов из Украины нет, зато имеются очень удобные и недорогие маршруты со стыковкой в Стамбуле.

Для въезда в Албанию виза не нужна никому из европейцев, в том числе (до 90 дней пребывания) украинцам. Страна настолько открытая, что на некоторых пропускных пунктах даже не ставят штампа. Попасть в Албанию реально также из безвизовых для нас Черногории и Македонии, а при наличии в паспорте мультишенгена — из Косово и Греции либо из Италии (на пароме). Интересно, что для албанцев практически все европейские страны, кроме Британии, также безвизовые.



Прошлое

E kaluara («калуара») — это с албанского «прошлое», «прошедшее», но о недавней истории своей страны албанцы чаще говорят komunizmi или diktaturë, имея в виду период правления вождя-параноика Энвера Ходжи.

К сожалению, образ страны за ее пределами и во многом внутренний облик современной Албании связаны с сорока годами политики изоляционизма. Бывший учитель и контрабандист Энвер Ходжа стал во время Второй мировой сильным партизанским лидером, успешным борцом с оккупантами-итальянцами и войсками рейха. Дав после войны клятву верности коммунистическим идеям, Ходжа был принят в ближний круг югославского вождя Тито. Однако тот был не особо бескорыстен и жаждал включить Албанию в свою балканскую империю. Энвер Ходжа, уже привыкнув к власти и воспользовавшись ссорой Тито и Сталина, перебегает под опеку последнего. СССР мощно финансирует Албанию, строит в стране плотины, заводы и инфраструктуру, но со смертью «отца народов» и развенчанием культа личности Энвер Ходжа, создав по образу и подобию почти такой же культ дома, разрывает связи и с Союзом.

До своей кончины в 1985 году диктатор умудряется полностью отгородить Албанию от остального мира, обвинить все человечество в заговоре против своей маленькой страны и почти ни с кем извне не поддерживать отношений. Чтобы запутать воображаемых врагов, в албанских городах не было названий улиц и номеров домов, а на дорогах — указателей населенных пунктов. Впрочем, и самих дорог почти не существовало — оккупанты должны были утонуть в грязи и беспросветности, но захлебывались всем этим сами албанцы. Была запрещена любая частная собственность вплоть до коров и кур, все религии, искусство (кроме соцреализма с местным колоритом), поощрялся взаимный контроль и доносы. К восьмидесятым годам в тюрьмах, лагерях и на исправительных работах побывала треть граждан трехмиллионной страны.

Уникальным архитектурным следствием параноидальных заскоков Энвера Ходжи стали бетонные бункеры, построенные по всей Албании на случай обязательного вторжения то ли Югославии, то ли Советов, то ли НАТО, то ли пришельцев. Всего этих сооружений более 700 тысяч, и сейчас они являются противоречивым туристическим символом Албании: магнитик или пепельница в виде бункера — обязательный сувенир из поездки.



Настоящее

Moderniteti — «настоящее, современность», sot — «сегодня, в этот день».

После бальзамирования Ходжи и рыданий по отцу нации вдруг выяснилось, что нормальная еда, свобода жить и думать, чудо телефонной связи и даже личный автомобиль вполне доступны многим жителям планеты. И даже без благодетелей-тиранов. Для албанцев шок от поднятия железного занавеса оказался намного сильнее, чем для граждан бывшего СССР — у них не было вялых лет застоя и кухонной политики, обеспеченных мощной сырьевой базой. Они были будто крестьяне, что вдруг сразу после отмены крепостного права очутились посреди постиндустриальной объединенной Европы конца XX века. 

Не без помощи европейских соседей заскрежетали реформы. С 1 апреля 2009 года Албания — член НАТО, а 29 апреля того же года подала заявку на вступление в Евросоюз и два года назад уже стала кандидатом. С 2012-го она держится в топе рейтингов мировой инвестиционной привлекательности, а в 2014 году Каха Бендукидзе, разрабатывавший экономические рекомендации для местного правительства, говорил, что «албанцы, в среднем, уже в полтора раза богаче украинцев». В последние несколько лет власти и инвесторы уделяют особое внимание туристической сфере — это один из их козырей в большой партии за европейское будущее страны.



Море

Море по-албански — det. Прямо так и произносится, только звук «т» мягкий и теплый, как местный климат.

Протяженность береговой линии этой балканской республики — 362 км, а морей у нее — целых два. На севере — Адриатическое, с пологим берегом и плавным набором глубины. Второй город страны и главный порт Дуррес — для албанцев мегаполис, а нам напомнит скорее Алушту, только с римскими и венецианскими памятниками. Лучший и самый большой песчаный пляж Албании, а то и всей Адриатики, распластался на солнышке вдоль тихого курортного городка Шенджин, от которого одинаковое расстояние что в аэропорт Тираны, что в аэропорт столицы Черногории Подгорицы. Лучшее место для отдыха с детьми.

Граница между Адриатическим и Ионическим морями казалась бы исключительно формальной, если бы не город Влера, что стоит на ней. В пределах набережной одного населенного пункта песчаные адриатические пляжи сменяются галечными ионическими с чистейшей водой. Дальше на юг, между Влерой и Сарандой — так называемая Цветочная Ривьера. Если в путеводителях и рекламных рассылках вам встретится выражение «последние девственные пляжи Европы» — можете быть уверены, сказано именно об этих местах. В городке с ласкающим украинский слух названием Борщ — пасторальные сельские пейзажи и рыбацкий быт. А расположенный сравнительно недалеко от Борща поселок Дхерми — центр самых свободных пляжных дискотек Европы, эдакий балканский и пока очень демократичный КаZантип. Берег и атмосферу местечка Ксамил, почти у греческой границы и с видом на знаменитый остров Корфу, удивленные туристы сравнивают с маленькими курортами Юго-Восточной Азии. Море в Албании обалденное, но если бы только море...



Горы, леса и озера

Горы по-албански — male, лес — dru, озеро — liqen, «Я очень боюсь диких горных котов и дальше не пойду!» — Stop!

Албания не только великая морская, но и почти на 80% горная держава. И хоть заоблачных пиков тут нет: высшая точка страны — гора Кораб (2764 м), именно албанцев принято считать на Балканах горцами. Их характер — искренность, гостеприимство, сильные семейные узы и вместе с тем вспыльчивость, гордость и даже незабытые в наше время традиции вендетты — роднит албанцев с народами Кавказа. Горы тоже чем-то похожи: надменные, дикие и невероятно красивые. На севере страны раскинулся хребет Проклетие или, как его еще называют, — Албанские Альпы, и вы можете стать первыми украинцами, что побывали на некоторых его склонах. А в чудесное ущелье Вальбона несколько лет назад приехала американка Кэтрин Боун, влюбилась в него, построила там гостиницу и кемпинг, куда через свой сайт приглашает любителей дикой природы и новых впечатлений. На юге страны, в районе городка Пермет, можно заняться рафтингом на капризной речке Вьоса, или пройти на лодке 20-километровый каньон Осум в окрестностях городка Чоровода. А оттолкнувшись от поверхности горы Чика, что расслабленно парит в дымке над Ионическим морем, можно недорого полетать на параплане и оценить Цветочную Ривьеру с точки зрения орла.

Хвойные и лиственные леса начинаются практически на пляже, в каньонах центральных гор сплетаются в непроходимые дебри, а на склонах Проклетия обитают легендарные дикие горные кошки. Албания делит с Черногорией живописное озеро Шкодер, а с Македонией — самое старое и глубокое в Европе Охридское озеро, причем ей досталась и часть храмовых комплексов знаменитого славянского Иерусалима — Охрида.



История и легенды

На сложнейшем албанском это будет так: Historia dhe legjenda.

До социалистических экспериментов местные люди жили насыщенной исторической жизнью, хоть порой и не менее трагичной. Албанцы — аутентичный народ, они обитали в этом уголке Европы еще с доисторических времен. В сложном и мало чем похожем на другие албанском современные ученые находят связи с языком этрусков — народа с высокоразвитой культурой, жившего на Апеннинском полуострове до римлян. Возможно, именно албанцы — наследники этой красивой исчезнувшей цивилизации.

Порочный и креативный античный период оставил на территории нынешней Албании немало следов. Город Бутринти, по мнению Вергилия, был основан еще троянцами. Самая древняя надпись, сохранившаяся в Бутринти, датируется VI в. до н. э. Среди эффектных руин, что валяются около курорта Ксамил и занесены в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, можно отыскать такие популярные в давние времена социальные учреждения, как нимфеум, храм Эскулапа, «Стену циклопов» (IV век до н. э.), алтарь Диониса и «Ворота Львов». Аполлонию, еще один античный город-государство на территории Албании, сам Аристотель критиковал за олигархический способ правления. Естественно, при таком строе она долго существовать не могла и была разрушена иллирийско-албанскими племенами. Остатки Аполлонии как пример непрочности олигархии у руля государств разбросаны сейчас рядом с пляжами Влеры.

ЮНЕСКО также охраняет центр города Берата (как памятник периоду османского влияния) — по-восточному изящные домики, облепившие несколько холмов, очень напоминают турецкую деревеньку-шедевр Сафранболу. Берат даже называют Городом тысячи окон.

Местом силы для албанцев является город Круя на севере страны: здесь в XV веке действовал и даже на некоторый период отвоевал для Албании независимость от османов народный герой Георг Кастриот, больше известный под именем Скандербег. Место абсолютно шкиперийское — тут высокие горы, шикарный национальный базар, лучшие в стране антикварные лавочки с кучами ржавых пистолетов и, конечно, крепость имени главного героя Албании.



Самое необычное место

На албанском оно называется Komani liqen.

Эту достопримечательность туристы распробовали лишь недавно, но теперь любой путеводитель, travel-блогер и, например, съемочная группа «Орла и Решки» рекомендуют обязательно прокатиться на лодке по озеру Коман. В 1950-е здесь перегородили плотиной речку Дрин, вода поднялась и затопила 30 километров дороги от деревеньки Коман до городка Фиерза — получилось очень необычно.

По водохранилищу пустили паром, старый и колоритный, редкие туристы, забредавшие сюда в начале нулевых, его полюбили, но в 2012-м паром утонул, и вместо него стал ходить странный и по-албански раздолбанный речной автобус. После статьи в Lonely Planet он уже не смог вмещать в сезон всех бэкпекеров. Появились лодочники, и теперь 4-5 часов прогулки по извилистому изумрудному озеру в тени высочайших гор страны, плюс обед с национальными блюдами на полуострове в самой дальней точке пути — пожалуй, самый насыщенный визуальными красотами и вкусом аттракцион Албании. В каком-то смысле сравниться с этим может лишь плавание по норвежским фьордам. Свежо и неожиданно.



Вкусно и дешево

Вот мы и дошли до самых главных албанских наречий. «Вкусно!» по-албански — e shijshme! (произносится «э шищме!»), а «дешево» — lirë («лирьо»).

Кухня в стране средиземноморская. Овощи подают в любое время и практически со всем подряд, но что-то из местных блюд вы уже пробовали в Турции, что-то в Греции, в Италии или в других балканских странах. Однако есть ряд особенностей и даже непременных рекомендаций.

Уехать из Албании, не вкусив барашка в йогурте «Тав эльбасани» — туристическое преступление! Вообще, мясо в сочетании с молочными продуктами — кулинарная фишка страны. Для надежного знакомства с этой гранью Шкиперии лучше всего отправиться в чуть ли не единственную достопримечательность столицы — ресторан «Замок Ювеналии» (Juvenilja Castle), что расположен в парке Кодрат, недалеко от отеля «Шератон». Второй местный сувенир после магнитика с бункером и вещь, к производству которой даже в коммунистические времена албанцы относились предельно вдохновенно и серьезно, — коньяк «Скандербег».



В приморских и приозерных городах и селах — отличные рыбные блюда, особенно хороши супы из морепродуктов. В отличие, например, от той же Хорватии, здесь закон пока не ограничивает вылов рыбы в море и пресных водоемах, и потому в блюде гарантированно окажется местный и свежий улов. Зато в Албании есть другой закон, запрещающий использование пестицидов и некоторых типов удобрений: если есть среди читателей охотники за натуральной пищей, ваши поиски завершены — не надо больше забираться на край света, достаточно края Европы. К тому же Албания в данный момент — самая дешевая европейская страна. Отлично поесть можно за 1-2 евро, а поход даже в гламурный ресторан вроде «Замка Ювеналии» в компании из трех человек, при физической невозможности съесть все заказанное, обойдется в 15-20 евро. 

Ценовое счастье распространяется не только на еду — проезд в автобусе или поезде стоит в среднем 1 евро на 70 км, что с учетом небольшой площади страны позволяет побывать практически везде. Единственное, что пока смущает, — это отсутствие прямых дешевых рейсов, но в последнее время в Украину зашли турецкие лоукостеры, которые доставляют из Харькова, Львова или Запорожья в Тирану через Стамбул за 170 евро туда и обратно.

Душевно и удивительно

Есть хорошее албанское слово sinqeritet («синчеритет»), что переводится как «искренность, радушие» — то, что мы имеем в виду, когда говорим: «Душевно». А слово befasi (так и читается, с ударением на «а») означает «удивление, сюрприз».

Отправляясь в Албанию, не стоит, конечно, ожидать увидеть Ниццу с ценами ниже, чем в Коломые. Все там довольно обшарпанно, да и кучи мусора выдают постсовково-разгильдяйский подход людей, еще не освоившихся с частной собственностью. Более всего, и не только характером жителей Албания сейчас напоминает Грузию. Не идеально, но явно с признаками улучшения — везде стройки и работы с прицелом на европейское будущее. Например, дороги в Албании (как и в Грузии) уже приятно удивляют в сравнении с украинскими.

Однако то, в чем местная Ривьера недотягивает в сравнении с курортами Испании, Хорватии и Турции, с лихвой компенсируется радушием и гостеприимством албанцев. Вас здесь не обсчитают, не кинут, тут нет такого очень египетского и турецкого понятия, как «впарить», «втюхать». Криминальная обстановка (приготовьтесь!) — самая спокойная не только на Балканах, но и в Европе (лишь скандинавы, пожалуй, еще тише) — в 2015-м убийство полицейского в Эльбасане стало самым ужасным событием года в национальном масштабе. Гулять много и в любое время суток здесь не только можно, но и нужно!

В отличие от украинцев и россиян, тут уже приличное количество распробовавших эти места голландцев, датчан, поляков, норвежцев. Очень частая история, когда рафинированные европейцы въезжают в Албанию на автомобиле, исключительно для галочки, видят ободранные стены и пасущихся у дорог барашков и обещают на следующий же день покинуть страну. Но поселяются в дешевый и качественный отель, кушают на ужин по огромной порции экологически чистых и вкуснейших блюд, несколько раз переспрашивают насчет суммы в чеке, удивляются, видят невероятный морской закат и людей, чьи улыбки не профессиональны, а искренни, и решают остаться. А на следующий год приезжают снова.


Спасибо

Faleminderit («фалеминдерит») — сложное слово, но в Албании будет очень приятно его запомнить и постоянно употреблять. «Большое спасибо!» — «Шумэ фалеминдерит!».

Есть предчувствие, что в ближайшее время таки свершится открытие Албании украинцами. И вы можете быть в числе первопроходцев. Страна вполне может стать наряду с Турцией, Египтом и Грузией еще одним любимым направлением для наших бюджетных туристов. И уж точно с легкостью и удовольствием заменит Крым и курорты Краснодарского края.

Технологии Blogger.