Ads

Новости

Titulo

Вдохновленные Африкой: Пабло Пикассо


Продолжение серии "Вдохновленные Африкой"

Пабло Пикассо — человек, который ни разу не был в “черной” Африке. Но вдохновение, которое ему Африка подарила и из которого родилась картина “Авиньонские девицы”, а за ней и такое направление как кубизм навсегда изменили визуальную культуру человечества, восприятие и понимание людьми живописи и любого другого искусства.

Текст: Владимир Красноголовый

Весной 1907 года 26-летний Пабло Пикассо был в гостях у Гертруды Стайн, к которой пришел и Анри Матисс, только что купивший африканскую скульптуру. Оба художника были от скульптуры в восторге. 

Гертруда Стайн и портрет Гертруды Стайн работы Пикассо.
Впечатленный Пикассо в компании Гийома Аполлинера и Андре Дерена немедля отправился в этнологический музей “Трокадеро”, где были выставлены колониальные африканские трофеи. 


Запах плесени и отвращения сдавил мне горло. Я был так подавлен, что сначала собрался было немедленно уехать, — вспоминал художник, — но заставил себя остаться, чтобы исследовать эти маски, все эти объекты, которые люди создавали со священной целью служить посредниками между ними и неизвестными, враждебными силами, окружающими их

Пало Пикассо в студии, 1910
Цитата: 
Люди в Африке пытались преодолеть свои страхи, давая им цвет и форму. И я понял, что действительно означает живопись. Это не эстетический процесс; это — форма магии, которая находится между нами и враждебной вселенной, она воплощает как наши страхи, так и желания. В тот день я понял, что нашел свой путь
Почти год он рисует “Авиньонских девиц”, постепенно убирая из пяти женских фигур человеческое, их лица становятся африканскими масками — “Это моя первая картина-заклинание”, — говорит он. Так Пикассо выходит из своего мягкого “розового периода”, что следовал за гуманистическим и романтическим периодом голубым. Собственно вдохновленный Африкой он покидает пределы европейского искусства вообще.

Авиньонские девицы, 1907
Картину видят многие парижские художники, она эпатирует их, но и освобождает от академичности, заставляет искать другие формы. Широкой публике “Авиньонские девицы” будут показаны лишь через 20 лет, в 1937-м — считалось, что картина может напугать не готовых к ее восприятию зрителей.

Пабло Пикассо, 1956
Почему же, считающиеся сейчас классикой “Авиньонские девицы” тогда произвели фуррор, революцию? Они раскрепостили искусство, освободили его от эстетики формы, Пикассо как африканский шаман, заклинатель дождя — совершил в прагматическом мире магический ритуал и окончательно выпустил “чистое искусство” из клетки реалистичности.

Вдохновение теперь можно было найти в любом пересечении линий или пятне, а не только в человеческом лице, пейзаже, сюжете. Из этого произошли современные архитектура и дизайн, клиповая культура и мышление, самовосприятие современного человека. Но вначале, как и у человечества вцелом, была Африка.


Узнать о других выдающихся людях, которых вдохновляла Африка можно здесь...

Технологии Blogger.