Амбициозный Катар не скупясь преобразует бьющую из земли нефть в невероятные объекты, которые являются
воплощением новейших достижений научной и инженерной мысли. Основной акцент
здесь, конечно, делают на небоскребах, но кого ими сейчас удивишь… А вот главная воздушная гавань страны, напоминающая скорее мини-город со своими
достопримечательностями — фонтанами, невероятными скульптурами, изысканными
ресторанами, гостиницами, медицинскими центрами и даже бесплатными экскурсиями,
— явление поистине удивительное.
Проект воздушной гавани, которая со временем превратится
в настоящий Airport City, где будут жить и работать более 200 тыс. человек, создавала
ОМА — одна из крупнейших в мире компаний, занимающихся не просто архитектурой,
а урбанизмом, то есть развитием городов во всех направлениях. Кстати, архитекторам
этой фирмы достаются наиболее лакомые кусочки строительного пирога — подряды на
создание проектов самых знаковых зданий в мире: стадионов, аэропортов, музеев,
крупных офисных центров. В результате стройка в пустыне, ради которой осушили
большой участок Персидского залива, распланирована на 30 лет вперед и
предполагает, что рядом с аэропортом разместится вся необходимая инфраструктура,
включая офисы и образовательные учреждения авиационного ведомства,
склады-ангары и жилье для сотрудников.
Сам Airport City планируют разбить
на четыре округа, которые будут размещены параллельно взлетно-посадочным
полосам аэропорта. Их свяжет вместе «зеленая ось» садов, парков и площадей — в
результате получится настоящий оазис в пустыне.
Первая очередь грандиозной стройки — аэропорт Хамад — была
сдана несколько лет назад, и это самая молодая, но и самая роскошная воздушная
гавань на всем Ближнем Востоке. Хамад может похвастать территорией в более чем
600 тыс. кв. м и вмещает не только две мечети, гостиницу с бассейном, спа-центром
и тренажерный зал, но даже поле для игры в сквош. Строили его девять лет и вложили,
ни много ни мало, $17 млрд. Сколько еще планируют потратить, известно одному Аллаху.
Дизайн аэропорта поражает хитросплетением сводчатых
потолков и арок, которые преломляют солнечные лучи и создают невероятной
красоты естественное освещение, наполняя залы потоками света. В громадном здании аэровокзала, способного с легкостью вместить треть всей столицы Катара, в пяти
островных зонах находится 138 стоек регистрации, 107 из них предназначены для
пассажиров экономкласса Qatar Airways — флагманской авиакомпании аэропорта, 14
кресельных залов регистрации для пассажиров первого класса Qatar Airways и 16
стоек для пассажиров бизнес-класса Qatar Airways.
Кроме того, аэропорт способен
обслуживать более 50 млн пассажиров в год, а его автоматическая багажная
система обрабатывает 19 500 чемоданов в час. У аэропорта две
взлетно-посадочные полосы, удаленные друг от друга на 2 км . Одна из них,
протяженностью 4850 м ,
является самой большой в регионе и одной из самых длинных в мире. Вторая имеет
протяженность 4250 м ,
и на пару они могут принимать или отправлять 90 самолетов в час. Либо 360 тысяч
в год.
Не поскупились проектировщики и на самые невероятные высокотехнологические
новинки — со временем даже планируют запустить движущуюся платформу, которая
будет помогать туристам передвигаться по всему аэропорту, если те не спешат. Ну
а необыкновенный стеклянный поезд на монорельсе, едущий абсолютно бесшумно, бесспорно,
вызовет непередаваемый восторг и ощущение полета не только у детей.
А еще на территории аэропорта расположена одна из
крупнейших в мире зон Duty Free, которая вместе с ресторанами занимает площадь
25 тыс. кв. м. В этом оазисе шопинга и изысканных яств к вашим услугам — около ста
магазинов ведущих мировых дизайнеров и более 30 ресторанов. Если вы транзитный
пассажир — восстановить силы перед следующим рейсом можно в одном из 200
номеров гостиницы The Airport Hotel, что расположена прямо в транзитной зоне
терминала.
Но главная фишка международного аэропорта Хамад — это
невероятная коллекция произведений современного искусства, в которой значатся имена
Маурицио Каттелана, Тома Оттернесса и Дэмиена Херста — экспонаты установлены на
всем огромном пространстве главного терминала.
Бесспорно, символ аэропорта номер
один — бронзовая
скульптура в виде гигантского желтого
медведя, сидящего под настольной лампой. Он просто огромный — весит 17 тонн и стоит $6,5 млн. По задумке
швейцарского художника Урса Фишера «Лампа-медведь» призван очеловечивать
пространство аэропорта и напоминать путешествующим о доме.
Помимо медведя, в терминалах размещены еще несколько массивных
бронзовых скульптур, которые, кроме эстетического удовольствия, служат еще и
вполне земным потребностям — развлекают детей. В них можно ползать вверх-вниз и
даже при желании поиграть в прятки. Автор работ — известный американский
дизайнер Том Оттернесс, который славится умением размещать интерактивные
скульптуры в самых неожиданных местах.
Бонус:
Если вы все же решились покинуть этот оазис в пустыне,
для вас предусмотрены бесплатные экскурсии по столице Катара, куда входит:
посещение Музея исламской культуры, арабского
рынка Сук-Вакиф (Souq Waqif), острова
развлечений «Жемчужина Катара» и традиционной катарской деревни. Вам не нужно оформлять никаких виз. Всю дорогу вас
будет сопровождать гид. Только учтите, что записаться на экскурсию заранее нельзя, поэтому стоит поспешить — регистрация заканчивается за
час до выезда, автобус вмещает только 22 человека. Стойка регистрации City Tour desk расположена в
начале зала ожидания между бутиками Mont Blanc и WH Smith.
Текст: Артем Стальский