Ads

Новости

Titulo

БАНГКОК НЕ ПРОТИВ ХАНОЯ

Шел ноябрь, холодный настолько, что больше походил на зиму со всеми ее проявлениями. Со снегом, который, скорее, был дождем, глубокой серостью улиц и людьми с уже явной нехваткой витамина D. Я нежно люблю наш климат, поэтому решила красиво грустить о нем на чужбине. 


Подготовила Таня Брегер 

Кинематографической красоты 

Азия давно не давала мне покоя, и дело не в манящих погодных условиях и даже не в манго и маракуйе. Скорее, хотелось понять, насколько они «другие» и почему все больше «наших» остаются там. Шёл третий час шатаний по поисковикам авиабилетов, и тут в голове неожиданно картинка из моего детства – реклама сухого шоколадного завтрака, где малышка кричала, что столица Таиланда – Бангкок. Я решила, что это знак, и купила билеты, а на следующий день придумала себе мечту посетить все столицы мира. Что там рядом с Таиландом? Вьетнам! Что ж, это уже похоже на маршрут. В дорогу! 

После ночного 11-часового перелета я готова была целовать землю аэропорта Суварнабхуми (одного из крупнейших авиаузлов в Юго-Восточной Азии, кстати), падать в шпагаты и гнуть позвоночник в мосты. 

Мой тайский дом, я сознательно в Чайнатауне, так как китайскую кухню люблю всей душой, и даже свои деловые встречи уже года два провожу не в кофейнях, а в чайных. Китайский квартал, или Яоварат роад, – это город в городе, с хорошо развитой инфраструктурой, неповторимым колоритом и ни с чем не сравнимым ароматом! Пару сотен лет назад Чайнатаун основали мигрировавшие китайцы. 

Попав туда еще при свете дня, я будто очутилась в фильме. Улицы пестрели фактурами и цветами. Яркие неоновые вывески размером в полдома, крики местных торговцев на стихийных рынках, лавки народной медицины, что-то непонятное, томящееся в котлах, дамы в невозможных платьях и шляпках, бегающие по улице петухи… Изначально крайне небезопасный и бедный район, сейчас Чайнатаун – это центр торговли Бангкока, который радует тысячи туристов каждый день. 


Азиатская кухня необязательно адски острая. Убедиться в этом можно прямо на улицах Чайнатауна, ведь здесь вам предложат огромный ассортимент: от уже известного украинцам тайского супа Том Ям, китайских паровых булочек Маньтоу, жареных каштанов и фруктовых шейков – до насекомых во фритюре. Самые большие очереди – за уткой по-пекински. Для компании из двух-трех человек идеально подойдёт популярное Хо Го, или дословно – «огненный котел»: прямо за вашим столом в этом самом котле готовятся и пельмени, и тофу, и рыба (лучше на выбор, конечно). 

Далее в уличном меню – невообразимое количество вариантов лапши Пад Тай и жареного риса, а также морепродукты в любом виде. Завораживают горшочки Джим Джам, под которыми при подаче поджигают угли. В самом горшочке уже томится готовый пряный бульон, в который вы добавляете по вкусу овощи, лапшу, грибы, свинину, говядину, креветки, улитки, ракушки, свиные субпродукты и даже лягушек. Признаюсь – почти всё из перечисленного я ела. Там такие запахи, что не есть невозможно! 

После Чайнатауна я заглянула в крохотный индийский квартал, или Phahurat Market (Little India), – настоящий рай для любителей тканей, фурнитуры и восточной домашней утвари. Сразу бросается в глаза контраст двух районов. Еще десять минут назад китайские иероглифы и супы из акульих плавников, а теперь уже стойкий запах карри, мужчины в тюрбанах, девушки в цветных сари и другие божества около храмов. 

Погода в Бангкоке стабильна: днем +33, ночью – «прохладные» +27, и всего один раз шел дождь. Местные в один голос твердят, что климат стремительно меняется последние пять лет, и осадки безбожно зачастили. И всё же такой январь мне определённо нравится. К невероятной влажности и тяжелому воздуху удалось привыкнуть уже к вечеру. Специальные маски и респираторы, облегчающие дыхание, уже стали в восьмимиллионном Бангкоке частью уличной моды. Ими охотно пользуются и местные жители, и туристы. 


Обратный билет или спелые ананасы 

Поутру, выпив свой холодный кокос, я направилась в храм Утренней зари (Wat Arun) – как по мне, красивейший в Бангкоке. Самая высокая пагода инкрустирована зеркалами, фарфором и ракушками, а с высоты около 70 метров открывается прекрасный вид на весь город. Добиралась я до храма на катере, и это был поистине азиатский дрифт! 

О том, как эти ребята швартуются и ходят по воде, стоит рассказать отдельно. Специально обученный товарищ, с небывалой легкостью кидая швартовые тросы, громко и высоким голосом объявляет станции, а девушка-коллега элегантно трамбует на палубе пассажиров. Поверьте – процесс колоритный и увлекательный. 

Следующий день я провела в старом городе, любуясь популярными достопримечательностями. Если вкратце – увиденные красоты так впечатлили, что захотелось сдать обратный билет и потратить вырученные деньги на спелые ананасы, которые здесь продаются повсюду за неприлично доступные деньги. 

В Большом дворце Бангкока находится священное место и важнейший буддийский храм Таиланда – Храм Изумрудного Будды. Я очень рада, что побывала здесь, и советую каждому. Помните, что при посещении священных храмов плечи и ноги должны быть прикрыты одеждой и у мужчин, и у женщин. К сожалению, в выходные дни не все залы были открыты. Зато мне удалось лицезреть самую большую в Таиланде статую лежащего Будды. Она находится в храме Ват Пхо, на месте которого прежде была известная школа тайской медицины. Место с удивительной энергетикой, стоит посетить каждому! 

Старый город – отнюдь не только храмы да статуи. Здесь есть парки, национальный театр, можно посмотреть настоящий тайский бокс на стадионе Rajadamnern или пройти обучение известной на весь мир технике массажа. 


«Роскошный» тук-тук для европейцев 

Транспорт Бангкока – отдельная тема. В городе порядка трехсот маршрутов, по которым движутся 11 тысяч автобусов. Такси не имеет какого-то конкретного цвета, как, скажем, в Нью-Йорке или Лондоне. Популярный вид транспорта в Юго-Восточной Азии – тук-тук – внешне напоминает мотоцикл с приделанной сзади коляской и крышей над ней. К плюсам можно отнести манёвренность, к минусам – довольно высокую стоимость. Счетчиков нет, поэтому о цене с водителем нужно договариваться заранее. 

Ещё один местный вид транспорта – мототакси. Их водители носят яркие пронумерованные жилеты и передвигаются в потоке экстремальным способом и чрезвычайно быстро. Безусловно, такси-мотоциклы – лучший вариант для тех, кто не желает простаивать в пробках, но это и самый небезопасный способ передвижения по городу. 

А самый безопасный транспорт – наземное метро SkyTrain (BTS). «Наземка» пересекает всю столицу, работает с раннего утра и до полуночи. Электропоезда очень просторные и комфортные, со спасительной прохладой в вагонах. При этом функционирует BTS без машиниста, автоматически. Удивления на этом не заканчиваются: оказывается, подземное Метро Бангкока (MRT) было открыто лишь в 2004 году! Не могу представить, как они вообще без него справлялись. 

Речной транспорт – один из аутентичных и удобных вариантов, а также отличный способ избежать пробок. Кроме того, путешествие водным транспортом дарит прекрасную возможность посмотреть на Бангкок с иного ракурса. Через весь город проходят широкие водные каналы, из-за чего в своё время он получил название «Венеция Востока». Если совладаешь с дикой качкой на воде, можешь считать себя практически местным жителем. В общем, с транспортом в Бангкоке проблем нет, и я продолжила своё путешествие, перебравшись в Ханой. 

Бурлящий Ханой 

Трафик Ханоя оказался еще более безумным, чем в Бангкоке. Здесь всё – одна сплошная дорога, без тротуаров. Я не шучу. Водители сигналят без умолку, предостерегая от самих себя же. Переходить дорогу вьетнамцы порекомендовали не на «зеленый», а когда будет минимальное количество машин, поднимая руку на уровень сердца. Спасибо за подсказку добрым людям. Местные жители, одетые в куртки, с подозрением поглядывали в сторону моей легкой футболочки. Прилетела я ночью и сразу окунулась в долгожданную прохладу: после тайского зноя вьетнамские +19 стали настоящим подарком. 


Практически все деньги во Вьетнаме сделаны из полимера, что очень продлевает их жизнь, спасая от сильной влажности. Поменяв сто долларов, ты автоматически становишься обладателем небольшой пачки непонятных денег. Купюры, на первый взгляд, особо не отличаются друг от друга, и несколько раз я «влетала» на хорошие суммы. Но мне везло: когда я терялась в нулях донгов, находились добрые люди, которые спасали меня от ошибки и просили беречь себя. Невероятно приятна такая забота вдали от дома! 

Дышалось намного легче, чем в Бангкоке, из-за разницы температур. Днем в январе – уютные +22, одежда стабильно влажная, но со временем к этому привыкаешь. Поселилась я неподалёку от озера Хоанкьем (озеро «Возвращённого меча»). Вода удивительного оттенка и плотности – как чай матча с миндальным молоком. В трактирах, стоящих на окраине, курят друг другу в лицо, а к кофе по-вьетнамски со сгущёнкой – подают чай. После двух недель в Азии палочки стали уже настолько удобными в использовании, что я даже пыталась ловить ими комаров. 

Ханой, которому улыбнулись французы и португальцы, вышел невообразимым – колониальный стиль просто очаровывает с первого взгляда! Город, выросший вокруг армады озёр, обезоруживает и лишает надобности воевать с собственными предрассудками. В прудах танцуют рыбы, пагоды видны с автобусных остановок, а девушки всегда пахнут весной. Здесь улыбаются каждому, и мне кажется, что у людей, живущих в этих краях, самые красивые морщины! 


Любовь с первого шага 

Я снова захотела купить мотороллер «Веспа» – молочного цвета, с коричневой сидушкой, но воспоминания о брусчатке в родном Киеве отогнали эти мечты. Нежаркая погода и почти пешая доступность к достопримечательностям дают возможность осмотреть Ханой дня за три. Одним из самых ярких впечатлений для меня стал Кафедральный римско-католический собор Святого Иосифа, исполненный в мрачно-серых тонах. Неоготический стиль сильно выбивается из общего архитектурного «пейзажа» Ханоя. Современная молодёжь предпочитает католицизм, структура с кардиналами понятнее витальных существ. 

Старейший храм в конфуцианском стиле – Храм Литературы – был построен в 1070 году, и позднее стал первым вьетнамским университетом. В настоящее время это музей и объект архитектурного и исторического наследия. Во дворе находятся охраняемые ЮНЕСКО каменные плиты с высказываниями учителей. Каждая плита установлена на каменной черепахе, чьи головы студенты гладят перед экзаменами, на удачу. 

Атмосферу около озера «Возвращенного меча» невозможно передать ни словами, ни снимками. Сквозь таинственный туман виднеются Башня Черепахи, храм Нефритовой горы, мост Утреннего Света. С какой же любовью и смыслом выбраны эти названия! В Ханое говорят, что, если хочешь узнать самые свежие новости, то тебе на чашку кофе к озеру. Наслаждаясь этим напитком, не удивляйтесь, если какой-то школьник или студент-практикант попросит пообщаться с ним на английском. 


Люди в сердце Вьетнама 

В Ханое мне встречались уникальные лю-ди, но двое запомнились особенно. Первый – немецкий инженер, который каждый год меняет страны по причине невероятной важности. Герберт мастерит особый вид солнечных батарей во Вьетнаме, чтобы сэкономить детскому госпиталю средства на медицину. 

Второй мой друг – Армош. Ему почти 70, и у него шестеро детей: трое от индианки и трое – от дамы вьетнамских кровей. Он ел тофу из моей тарелки, подарил мне шляпу и подписал переведенную им книгу. Армош родом из Венгрии, но с младенчества жил в Австралии. Он еще помнит, как мать будила его летом в 5.30, чтобы застать мягкий свет для портретов. 

Пятнадцать лет во Вьетнаме, из них треть – в издательском деле. Армош вложил в меня год мудрости, просил запомнить, что все самое правильное всегда приходит в голову около воды. «Пять дней для Ханоя – это почти оскорбление. Тебе нужно выучить язык и остаться здесь на три месяца». Все так идеально просто! Мы делали пятую ходку вокруг озера «Возвращённого меча», и я благодарила небо за этот день. 

Самые интересные истории я слышала от людей, отдавших молодость Ханою. Это место ясного самопознания, мир из людей без запаха, дам, продающих цветы к лунному новому году, и улиц, пропитанных несмываемым жиром. Мотороллеры с пролонгированными сиденьями для всей семьи. Здесь дети, которые не видели ничего, кроме бедности, – абсолютно счастливы. Здесь странный трепет перед европейцами – блаженная улыбка и леденящий своим спокойствием взгляд. Стиль этих ребят граничит с парижскими неделями моды, но только намного честнее. 

Храмы, рынки, тюрьма и многоэтажки – биеннале невероятной дороговизны с нулевой стоимостью. Критерием вкусной еды служат низкие табуреты вдоль тротуара: чем хуже они выглядят, тем искреннее будет содержимое пластиковой миски. 

Что же мне понравилось больше – Бангкок или Ханой? Не отвечу. Азию нельзя понимать по кускам или вырывать из контекста, ее надо разгадывать и складывать как пазл! В этих размышлениях я отправилась дальше, в Куала-Лумпур. Но это уже совсем другая история…


Технологии Blogger.