Ads

Новости

Titulo

Дауншифтинг в Индии: сверху вниз — полет нормальный



Английский термин downshifting изначально обозначал просто переключение коробки передач автомобиля на более низкую передачу. Шло время, автомобилей с механической коробкой передач оставалось все меньше, а у слова «дауншифтинг» появилось совершенно другое значение. И касается оно людей, которые в какой-то момент осознали, что им надоели карьерные бега, городская суета, социальная базарность, и что пора остановиться и перезагрузиться в местах куда более удаленных и умиротворенных, чем мегаполисы, средоточие глобальной суеты и прочей социализации.

Текст: Виктория Есауленко

В Индии существует такое понятие, как «шанти», что в переводе означает «спокойствие». Индия сама по себе и есть это самое «шанти» — что-то, что изменяет и реструктурирует сущности и личности людей, а дауншифтинг — это именно возможность измениться.

На Западе явление это не то чтобы повальное, но гораздо более распространенное, чем у нас. Появилось оно в массовых проявлениях еще в 60-е годы прошлого века, вместе с хиппи, развивающими идею, что человек должен жить для познания себя и в свое удовольствие. В 1990-х дауншифтинг обрел популярность практически во всем мире. Особенно много дауншифтеров в Австралии (есть даже данные, что около 50 % населения Австралии — дауншифтеры), США и Великобритании.



Согласно проведенному Институтом экологии и природы США исследованию, за последний десяток лет (особенно после кризиса 2008 года) 13 % жителей Америки в возрасте 30-59 лет стали дауншифтерами (под дауншифтингом ученые понимали длительное добровольное изменение жизни, сопровождавшееся уменьшением дохода и потребления). 

Самые распространенные среди американцев способы «спуска по социальной лестнице» — это уменьшение количества рабочих часов (29 %), переход на менее оплачиваемую работу (23 %), отказ от работы вовсе (19 %), смена сферы деятельности (19 %). В качестве основной причины изменения своей жизни большая часть респондентов называет недостаток времени на семью (35 %), на втором месте — желание вести более здоровый образ жизни (23 %); дальше следуют чувство личного удовлетворения (16 %), более гармоничная жизнь (16 %) и более внимательное отношение к окружающей среде (12 %).

Стоит все же отметить, что не все дауншифтеры чувствуют, что приняли правильное решение: среди них только 34 % полностью довольны своей новой жизнью. 38 % довольны, но сожалеют об уменьшении дохода. 17 % респондентов называют себя весьма счастливыми, но финансовые лишения все же переносят нелегко, а 9 % и вовсе несчастливы. Закономерно, что от денежных затруднений больше страдают родители, ведь семья и дети часто привязывают нас к привычному образу жизни. 

При этом дауншифтерами становятся не только финансово независимые личности среднего возраста, успевшие заработать на безбедную старость в гамаке на пляже, — добровольное понижение социального статуса наблюдается среди людей с различным уровнем доходов (кроме тех, у кого самые низкие зарплаты).


Обычно это происходит так. Человек много и напряженно работает, достигает определенного карьерного уровня и вдруг понимает, что все — выдохся. Горючее в организме просто закончилось и нужна остановка. Тут возможны несколько сценариев:

  • Человек берет на работе так называемый leave of absence (неограниченный по времени отпуск за свой счет, длящийся обычно около года) и уезжает в дальние или не очень страны — по собственному выбору заниматься тем, что позволит ему отдохнуть и расслабиться. Существует много живых примеров, когда после leave of absence люди возвращались и полностью меняли вид деятельности или, наоборот, становились на той же должности еще более успешными и продуктивными.
  • Человек уходит с работы и начинает заниматься тем, чем давно хотел, но всю жизнь откладывал в силу отсутствия свободного времени: писать книги, рисовать, проводить научные исследования, наблюдать за бабочками и вести блог о поведении насекомых. Другими словами, выделять время для души. Это может быть или определенный период с возвратом к предыдущему образу жизни, или полное изменение жизненной парадигмы. Такой вид дауншифтинга ведет к творческой реализации личности, и это либо перерастает из увлечения в профессиональную деятельность, либо позволяет человеку вернуться к предыдущей специальности полностью обновленным, с другим видением и пониманием своего пути.
  • Человек меняет профессию, в которой достиг определенных высот, на другую, стоящую гораздо ниже как по статусу, так и по оплате. Становится официантом, нанимается на работу в сельском хозяйстве, устраивается охранником или вахтером и остается на этой позиции до конца жизни.
  • Часто женщины отказываются от карьеры и становятся домашними хозяйками. Да, это тоже дауншифтинг.




Мы же сегодня посмотрим, что делать тому, кто решил стать дауншифтером, бросить все и уехать в Индию, потому что вдоль побережья Индийского океана появляется все больше поселений, состоящих из русскоязычных дауншифтеров.

Самое многочисленное поселение «наших» дауншифтеров находится рядом с деревней Морджим. Существует оно несколько лет, и местные уже настолько привыкли к иностранцам, что даже в меню большинства заведений включены блюда вроде борща, винегрета, блинов и оладушек — местные повара правильно ориентированы и вовсю стараются угодить клиентам.

Настоящим карьеристам будет действительно непросто поверить, что в этих поселениях живут бывшие генеральные, финансовые и прочие директора, топ-менеджеры всех уровней и званий, владельцы бизнеса, закрывшие или оставившие свои компании на наемных работников.



В принципе, Индия — вторая по популярности страна для дауншифтеров после Таиланда. Особенно много народа поселяется на Гоа. Настолько много, что даже терминология была слегка изменена под локацию: гоашифтерами называют тех, кто сбегает от реалий социального бытия в индийские райские кущи. Сколько всего в Индии украинских дауншифтеров, точно подсчитать невозможно, ведь многие проживают там нелегально. Но приблизительно можно говорить где-то о тысяче человек.

Единственное, что стоит обязательно иметь в виду, принимая решение переселиться в Индию, — что с привычной нам гигиеной там не сложилось вообще. Местное население моется не слишком часто, чтобы не сказать редко. И, как ни печально это констатировать, многие дауншифтеры идут по стопам индусов — мужчины перестают стричься и бриться, заводят бороды, за которыми не ухаживают; волосы заплетают в дреды, моющиеся примерно раз в год; одежда не стирается полноценно, а только полощется в близлежащем источнике. Последствия легко себе представить.


Стоит также особо отметить, что романтично и красиво только на побережье Гоа — все, что считается в Индии городом, действительно очень грязное и с совершенно невыносимым запахом.

Вопросы гигиены касаются также принятия пищи. Нередко даже у туристов, что стараются питаться только в приличных заведениях в более-менее цивилизованных местах, адаптация к местной кухне занимает определенное время. Что же до дауншифтеров, которые разбредаются по всей стране и очень часто пытаются найти место, где покушать подешевле, — тут опасность отравления еще более высокая, чуть ли не стопроцентная. Впрочем, смертельные исходы если и были, то крайне редко, просто нужно учитывать, что перестройка европейского организма на новые рельсы в плане питания займет определенный временной промежуток, и просто быть к этому готовым.


Рассматривая самый важный вопрос — стоимость всего этого удовольствия в Индии, нужно обязательно помнить распространенный принцип: чем ближе к морю, тем дороже. Если брать средние цифры, то проживание с жильем и питанием на «цивилизованном» побережье в целом будет стоить от $200 до $600 в месяц. Но в глубине страны, да к тому же с палаткой, прожиточный минимум может доходить даже до $10 в месяц.

Особенно ценна Индия тем, что в ней масса регионов с весьма теплым климатом, где обитателям-дауншифтерам вообще не нужна теплая одежда. Потому что зимний сезон здесь официально начинается в декабре и заканчивается в апреле. В это время одежные магазины меняют ассортимент — к просто майкам добавляют майки с рукавами, так как в самые холодные месяцы (декабрь и январь) температура достигает самых низких отметок — +10-15 °С в индийских Гималаях, не опускаясь, впрочем, ниже +20-25 °С на юго-востоке страны.



На первый взгляд, дауншифтеры не особо отличаются от туристов, которые приезжают в Индию не с группами, а путешествуют сами, надолго задерживаясь в определенных местах. Отличает их от туристов лишь то, что они обычно чем-то занимаются — пишут книги, рисуют картины, даже становятся мастерами духовных практик и гимнастик. Независимо от былой статусности, дауншифтеры часто становятся простыми разнорабочими, ремесленниками и даже крестьянами.

Многие из тех, кто хотел стать дауншифтером на какой-то определенный период, назад вернуться уже не могут. А даже если и пытаются, то через какое-то время понимают, что вирус свободы, непричастности к мировой круговерти и отрешенности от различных глобальных процессов заразил их безвозвратно, и от него невозможно, да и не хочется избавляться.


Можно ли считать дауншифтинг путем к деградации? Для тех, кто выбрал Индию, наверное, путь вниз гораздо короче, чем для тех, кто переселился в села Черниговской области, потому что тепло и легкая доступность алкоголя и наркотиков значительно его сокращают. Известно много реальных случаев, когда те, кто приехали в Индию самосовершенствоваться, сходили с ума и попадали в психиатрические клиники, также совсем не редки случаи самоубийства.

К сожалению, желающих поехать в Индию бессрочно стало так много, что руководство страны вынуждено было ужесточить визовый режим, в том числе для граждан нашей страны. Теперь, чтобы открыть официальную визу более чем на месяц, придется приложить немало усилий.

Есть масса людей, которые, получив индийскую визу на месяц, остаются там фактически нелегально. Именно поэтому местные власти стали проводить частые проверки паспортов на предмет наличия действующей визы. Кстати, при ее отсутствии страшна не депортация — по законодательству за просроченную визу может грозить год тюрьмы. И здесь нам тоже навредили наши соседи — по данным посольства РФ в Индии, в прошлом году в этой стране нелегально осталось около полутора тысяч россиян, и местные чиновники считают, что именно туристы из России, питающие пристрастие к алкоголю и наркотикам, ухудшают криминогенную обстановку.


Впрочем, вернемся к дауншифтингу не как к бегству от реальности, а как к философии жизни. Люди, отдающие предпочтение тому, что нравилось именно им, а не обществу, были всегда. Начиная с Будды Гаутамы, не захотевшего быть царем, а пожелавшего найти себя, продолжая римским императором Диоклетианом, что отказался от власти и удалился в свое поместье выращивать капусту, и заканчивая французским художником Гогеном, который ради возможности рисовать красоту на Таити отказался от карьеры банкира. 

Так что, если вдруг вы решите стать даушифтером, вполне возможно, что вас будут помнить в веках именно благодаря этому.



Технологии Blogger.