Ads

Новости

Titulo

Если бы у Пикассо был планшет...


Искусство всегда реагирует на обновления окружающей действительности. В разные эпохи одни темы становятся более популярными, другие отходят на задний план или даже табуируются, к некоторым жанрам вдруг начинают обращаться все авторы, а то, что еще недавно считалось наивысшим выражением современности, становится неактуальным. Постоянно модернизируются и технические возможности, а вслед за ними — то, каким искусство конкретной эпохи остается в истории.

Текст: Анна Ставиченко

Податливое в руках профессионала масло или своенравная, но тем и привлекательная акриловая краска. «Живой» от прикосновения человеческой руки мазок на холсте или результат работы аэрографом, сводящий к минимуму ощущение присутствия в работе человеческого жеста. В наше время набирает обороты новая форма художественного высказывания: искусство, созданное на планшетах.

Дэвид Хокни

Кто знает, как долго планшетное творчество оставалось бы забавой для детей и художников-любителей, так толком и не освоивших кисть, если бы рисованием на iPad не увлекся один из ключевых представителей британского поп-арта Дэвид Хокни.

Несмотря на возраст (больше 70!), самый влиятельный художник Великобритании не прекращает поиски новых средств выразительности с явным акцентом на современные технические изобретения: например, раньше его опыты включали коллажи из поляроидных карточек, картины, распечатанные на копировальном аппарате и отправленные по факсу, мультисъемки с использованием от девяти до восемнадцати камер…

В 2009 году Хокни начал рисовать на своем iPhone натюрморты — в основном букеты цветов — и рассылать их по почте своим друзьям. Потом в ход пошёл iPad.

Скоро увлечение мастера мультимедийными технологиями вышло из узкого дружеского круга и заставило художественный мир посмотреть на планшетное творчество со всей серьезностью и констатировать не только рождение нового арт-тренда, но и признать жизнеспособность и эстетическую ценность новой техники.

За несколько лет Дэвид Хокни создал на планшетах множество работ в своем излюбленном жанре пейзажа, то объединяя их в единую многосоставную композицию с «традиционной» масляной живописью, то представляя как самостоятельные объекты, впечатляющие сюрреалистично яркими цветами и специфической перспективой, прямо на экранах. Персональные выставки Хокни, включающие планшетные работы, с ошеломительным успехом были показаны в Лондоне, Сан-Франциско, Бильбао, Кельне и других городах.


Художник также экспериментирует с визуальным iPad-искусством, длящимся во времени: в 2012 году по заказу лондонского Музея науки Хокни выполнил портрет знаменитого физика Стивена Хокинга, который представляет собой рисованную с помощью приложения Brushes анимацию, пошагово демонстрирующую процесс создания картины.

Трейси Эмин

Использует iPad вместо холста и еще одна легенда британской артистической сцены — Трейси Эмин, представительница художественной группы Young British Artists, скандалистка, любительница превращать свою бурную личную жизнь в повод для арт-объектов и при этом член Королевской Академии художеств.

Творчество Эмин охватывает самые различные формы и техники. Это и живопись, и скульптура, и графика, и инсталляция, и фотография, и видео, и вышивка с аппликацией, и композиции из неоновых трубок. В 2012 году Эмин увлеклась рисованием на планшете из-за… бессонницы. По признанию художницы, она регулярно просыпалась около часа ночи и долго не могла уснуть. Чтобы чем-то заняться вместо бесполезных попыток вернуть себе сон, Эмин начала рисовать на своем iPad. Два таких рисунка, созданных пальцами на экране в полусонном состоянии, были распечатаны и выставлены на продажу в рамках лондонской уличной ярмарки Vauxhall Art Car Boot Fair.

В следующем году художница создала для этого мероприятия целую серию работ iPad Drawings, купить которые можно было всего за пару фунтов. Возможность приобрести картины культовой художницы вызвала небывалый ажиотаж: покупатели буквально выстроились в очередь еще до официального открытия мероприятия и моментально скупили все рисунки. Эта же серия Трейси Эмин существует и в куда более дорогой версии — например, пара планшетных рисунков, отпечатанных в технике литографии оттисками размером 20 на 16 см, в одной из австралийских галерей выставлена за $1250.


Вслед за именитыми художниками, рассматривающими планшеты всего лишь как еще одно средство выражения в своем арсенале, на арену выходят авторы, чье творчество связано с использованием гаджетов уже в большей степени. И многие из них уже воспринимаются как «настоящие художники», включенные в общую арт-систему: с 2013 года один из ведущих аукционных домов мира Phillips совместно с сервисом микроблогов Tumblr проводит аукцион Paddles ON!, посвященный цифровому, в том числе планшетному искусству. Реализуются подобные работы и на онлайн-платформах масштаба Saatchi Art и Sedition. Кроме того, планшетные рисунки выставляются и продаются в галереях по всему миру, привлекая внимание всё большей армии поклонников и коллекционеров.

Дэвид Кассан

Среди известных авторов — американец Дэвид Кассан. Некоторое время художник увлекался созданием фотореалистичных портретов маслом, а также нанесением изображений прямо на стены бруклинских домов. Постижение человеческой сущности через каждого конкретного портретируемого остается приоритетом в творчестве Кассана и сейчас, после того как он освоил специальные приложения на iPhone, а затем и на iPad. Обычно художник ищет своих героев в парках и за короткое время успевает схватить не только особенности внешности, очень точно переданные на картинах, но и что-то большее, что наделяет его портреты бесконечным уважением ко всему человеческому.


Хорхе Коломбо

В другом ключе работает живущий в Нью-Йорке португалец Хорхе Коломбо. Начав с привычных чернил и акварели, в 2009-м художник решил поэкспериментировать с iPhone-приложением Brushes. В том же году работа Коломбо украсила июньскую обложку журнала The New Yorker, став первой заглавной иллюстрацией для издания такого уровня, созданной посредством iPhone. С тех пор The New Yorker регулярно выходит с творениями этого автора на обложке. Вероятно, духу журнала отлично соответствует умение художника схватывать сиюминутное настроение мегаполиса, ведь творчество Коломбо сосредоточено на городских, прежде всего нью-йоркских пейзажах.


Дэвид Скотт Лейбовиц

Совсем иной образ Нью-Йорка проходит красной нитью через творчество Дэвида Скотта Лейбовица. До того как стать iPad-художником, Лейбовиц составлял фото- и видеоколлажи с помощью камер Polariod. Идея создания нового из частичек чего-то уже существующего, на которой построена техника коллажа, своеобразно трансформировалась и в планшетных работах автора. Лейбовиц не пишет свои картины с чистого листа, а преобразует — часто до неузнаваемости — готовые изображения.

В частности по этой причине Лейбовица называют «iPhone-Дюшаном», по имени художника, стоящего у истоков метода «готовых вещей». Чаще всего Лейбовиц работает с приложениями Kaleido, Pic Collage, You Gotta See This! и Tiny Planet. Разработано художником и собственное приложение iCreated, объединяющее все его любимые эффекты. После цифровых манипуляций Нью-Йорк Лейбовица становится мистическим, ирреальным, готовым вот-вот раствориться в параллельном мире.


Роз Холл

В цифровом искусстве уже существует не только «iPhone-Дюшан», но и «iPad-Пикассо». Так называют британского художника Роза Холла, хотя в его манере также есть аллюзии на импрессионистов и постимпрессионистов. Получив классическое художественное образование в Винчестерской школе искусств, Холл понял, что традиционные средства его мало привлекают. В 2003 году он сконцентрировался на цифровых технологиях и открыл собственную видеостудию. Спустя семь лет Холлу попалась на глаза статья о рисовании на iPhone, побудившая бывшего студента художественного университета вспомнить о живописи, скачать приложение Brushes и со временем начать выкладывать свои рисунки на Flickr.


Постепенно Холл с Brushes перешел на приложение Procreate, которое намного проще и быстрее в работе и предлагает более широкий выбор кистей, усовершенствовал технику и определил для себя основной жанр — портрет. Персонажами работ Холла становятся он сам, его жена, друзья и другие художники. Как правило, художник загружает в гаджет фотографию, делает поверх нее эскиз, а потом добавляет и прорабатывает слои, стараясь наполнить свои картины живописностью и рельефом «аналоговой» живописи. Любимая работа Холла — «Веснушки», на которой изображена его супруга, — получила широкое признание и выставлялась в лондонской галерее Saatchi.

Технологии Blogger.