Ads

Новости

Titulo

Прогулка по Осло...


У меня был один день в Осло, и начался он с бессильной злобы на жадность и бездушность автоматического турникета у туалета на вокзале. Он дважды глотал по 10 крон (больше десяти гривен между прочим!), что-то насмешливо пищал, а затем с нечеловеческой иронией отказывал в проходе в вожделенное место, как его ни толкай. Я, помнится, подумал, что при таком знакомстве шансов на взаимную симпатию у нас с норвежской столицей минимум и отправился с вокзала на улицу.

Текст: Владимир Красноголовый

Operahuset

А там практически сразу забыл, что мне надо. Совсем рядом с вокзалом в скромные береговые постройки со стороны ослофьорда въезжает колоссальный айсберг из бетона и стекла. Он настолько отличается от всего вокруг, что прямо физически ощущаешь и неизбежность архитектурной катастрофы, и восхищение смелостью и красотой такого решения.

Конечно же, я увидел знаменитый Национальный Оперный Театр. Он построен в 2008 году норвежским дизайнерским бюро Snøhetta, и имеет, как любое гениальное произведение, огромное количество поклонников и не меньшее — противников. Пожалуй, во всем остальном, кроме такой противоречивой, но прикольной оперы — Осло самая не столичная столица мира. Оно ведь как — архитектура и настроение столиц изо всех сил пытаются тебе напомнить, что именно здесь вершатся судьбы государства. 


Современные здания и улицы в столицах созданы будто не для людей, а для чиновников, и зачастую даже напоминают бесконечные кипы бумаг… У кого, конечно, делопроизводство продуманнее, там и административный центр изящнее, но любой главный город страны стремится вселить в тебя страх перед масштабами бюрократической эклектики… А вот Осло в этой тусовке столиц, словно великовозрастный хипстер, случайно заскочивший на VIP-вечеринку, странновато одетый и имеющий свое мнение, но никому его не навязывающий. Как-то так…

Oslo rådhus

После оперы я пошел (и вам тоже советую) вдоль берега на север. Там чистенький порт, доки, непритязательная крепость Акерсху́с, где похоронены все значимые норвежские тираны, а за ней сити-холл или городская администрация по-нашему. Мэрия в Осло очень нелепая, будто спроектированная ребенком: толстенькая основа и две башенки, вставленные в нее. И хоть здание создали серьезные взрослые люди в 1950 году и это своего рода символ Осло, такой непрактичный на первый взгляд инфантилизм все равно кажется очень милым.


Bygdøy

Королевский Дворец и Сторинг-Парламент лучше оставить на вечер, хотя бы  из-за того, что они приятно подсвечиваются. А пока поспешим на полуостров Бюгдей, известный также, как «полуостров музеев». Туда ходит автобус №30 прямо от Городской Ратуши.


Если Осло выглядит не по-столичному, то Бюгдей, по сути, один из центральных районов города — совсем уж провинция. Правда, на редкость уютная. Последняя остановка тридцатки — Музей Кон-Тики — посвящен самому известному путешественнику XX века Туру Хейердалу и содержит те самые хэнд-мейд-кораблики «Кон-Тики» и «Ра II» внутри и целый стенд, рассказывающий о жизни друга Хейердала — Юрия Сенкевича (вряд ли в Москве имеется подобный). Там есть также жутковатая пещера людей-птиц и бесчисленное количество медиа-матриалов на любом языке, открывающихся по первому вашему желанию.


«Фрам», или музей исследований Севера — это просто интерактивный рай для вечных мальчишек! Судно Фритьофа Нансена «Фрам», специально построенное для победы надо льдами и покорения полюсов, частично разрезано и препарировано для наглядности, по остальным же частям можно шастать, нажимать любые рычаги, поворачивать любые крутящиеся штуки. И это здорово! Вспомните для контраста главную информационную надпись музеев детства: «Руками не трогать!».


В музей Викингов-мореплавателей я, увлекшись двумя предыдущими жемчужинами Бюгдея, так и не попал, однако отзывы в Интернете о нем великолепные. А тем временем, чтобы ранние сумерки не мешали норвежцам видеть, как я краснею — нужно было спешить в, наверное, самый необычный из музеев под открытым небом — парк Вигеланда.

Vigelandpark

Я специально рассказываю лишь впечатления о норвежкой столице, но с парком Вигеланда никак не минуть истории — она шокирующе невообразима в наших широтах.

В 1921 году скульптор Густав Вигеланд сурово сцепился с властями Осло из-за того, что его мастерскую город собирался снести для реконструкции центра. Были долгие судебные тяжбы, в результате которых стороны пришли к истинно скандинавскому компромиссу: город обеспечивает скульптора новым зданием, мастерской, жалованием, помощниками и полной творческой свободой до конца жизни. Но все, что создаст Вигеланд — становится муниципальной собственностью.


Рядом с новой студией располагался парк Фрогнер, куда он сперва выставлял свои новые работы просто на всеобщее обозрение: они ведь принадлежали Осло и стало быть брать деньги за просмотр не имело смысла. А потом художник увлекся идеей масштабной скульптурной композиции центрального фонтана и 20 лет работал в этом направлении. Даже штаб войск СС и разведотдел Рейхскомиссариата, что располагались рядом с его домом во время оккупации Норвегии, не могли помешать творцу. Если быть точным, фашисты даже всячески стремились поддержать работу Вигеланда.


Вот так появился музей, свободный от каких-либо политических, социальных и творческих рамок. Действительно, один из самых необычных музеев мира…

Никогда не считал себя ханжой, но в парке не раз заливался краской, было стыдно и чертовски любопытно в окружении такого количества обнаженных фигур (здесь 227 скульптурных композиций…). Казалось, что я подглядываю за какой-то немыслимой творческой оргией и не могу оторваться. Обнимающиеся старики, разъяренные дети, дряблые мужские гениталии и огромные обес­человеченные женщины, вермишель человеческих тел — одни голые инстинкты и эмоции. Жестоко и ласково, противно и восхитительно, здесь все одновременно и отталкивает, и завораживает, разрывает шаблоны и сбивает с толку — стоишь, как идиот, и смотришь, как обнаженный каменный старик куда-то ведет маленького мальчика, а в голове полнейшая пустота. Если это не искусство, то что?


А норвежцы гуляют здесь с детьми… Парк Вигеланда просто обязателен для посещения, больше нигде в Северной Европе не ощутима настолько разница наших менталитетов.

Oslo

После прогулки по норвежской столице остаются очень противоречивые ощущения. Хотелось бы посвятить Осло еще какое-то время, чтобы с ощущениями этими разобраться. Он одновременно свободный и по-северному сдержанный, изысканный и раздолбайский, манерный и в чем-то очень простой, смелый и с другой стороны патриархальный… Осло производит неизгладимое впечатление и оставляет странное, но приятное послевкусие, будто привычный домашний ужин, где неожиданно какие-то блюда оказались с перчинкой, а какие-то — последние достижения молекулярной кухни.

Проходя мимо турникета на вокзале, с которым я с утра даже пытался драться, вдруг понял, что не надо было его толкать или давить на него — он сам знает, когда открываться. Очень в духе Осло: отрешенно и с характером.

Технологии Blogger.