Ads

Новости

Titulo

Фильмы, снятые в Иордании: Повелитель Бури (США, 2009)


Американцы нападают на какую-то страну и тут же начинаю рефлексировать, снова нападают, убивают гору народу и снова очень переживают по этому поводу. Но не политики. Политики довольно циничны и не напрягаются, оппозиционные политики подсчитывают бюджетные расходы на войну, впаривают избирателям как это отражается на их благосостоянии, выигрывают следующие выборы и уже сами нападают на какую-то страну и не напрягаются. 

Рефлексии выплескиваются через искусство. Важнейшим из искусств в прошлом веке стало кино и оно подарило несколько вечных антивоенных шедевров. И “Лоуренс Аравийский” и “Мост через реку Квай” гениальнейшего Дэвида Лина это настоящие антивоенные фильмы, волна вьетнамского синдрома выдала “Взвод” Оливера Стоуна и Копполовский “Апокалипсис наших дней” — великое антивоенное кино, казалось бы как можно воевать, посмотрев эти надрывные ленты?


Но нет, американцы вторглись в Ирак. Честное искусство не могло находиться в стороне, но общество сначала не принимало фильмы вроде “Морпехов” Сэма Мендеса, “Без цензуры” Брайана де Пальмы, “Бойни в Хадите” Ника Брумфельда, они проваливались в прокате. Американцы не хотели знать, что их в прямом эфире обманули политики и заставили поверить в то, что дерибан Ирака это некая высшая национальная миссия. Прорыв, открытие социальной раны случились с фильмом режиссера-женщины о том как мужчины заигрываются “в войнушку”. Шесть Оскаров за 2009 год, включая два главных (лучшая режиссура и лучший фильм года) получила военная драма Кэтрин Бигелоу “Повелитель Бури”.


Повелитель Бури (США, 2009)


Это фильм о буднях саперов. Просто суровые мужики за работой где-то в Ираке. При этом достигается такое напряжение, такой саспенс, что сам Хичкок бы довольно крякнул. Женщина-режиссер будто исподтишка наблюдает за жестокими мальчишками, что живут войной и адреналином и иначе жить не могут. 

Сержант Уильям Джеймс (роль после которой Джереми Рэннер стал ведущим голливудским актером) по возвращении домой совершенно растеряно стоит в супермаркете перед полкой с чипсами — он не может выбрать “чертовы чипсы”, хотя отлично знает какой провод нужно перерезать обезвреживая мину. Он уничтожен войной и вынужден на нее вернуться так и не объяснив жене и сыну почему. И эти потерянные для мирной жизни люди угробили жизнь других людей в другой стране, ни те ни те уже не приспособлены к миру и не могут вырваться из этого замкнутого круга насилия. Такое кино.


Натуру для съемок начинали искать в Марокко, но Кэтрин Бигелоу хотела, чтобы локации были как можно более похожи на Ирак. Самое близкое и спокойное место — Иордания. Фильм снимали в окрестностях Аммана и в деревнях, что в пустыне на дороге Амман-Багдад. Здесь те же самые места, что и в “Капитане Абу Раеде”, но они уже чужды и опасны, а настроение — постоянное напряжение, почти без шансов расслабиться. Кэтрин Бигелоу хорошо снимает мужиков в мужских ситуациях. Объективнее чем это делают мужчины-режиссеры — те или любуются войной или слишком показательно ее отторгают. Бигелоу отстраненно наблюдает и от этого еще страшнее.


Фильм стал сенсацией на 82-й церемонии вручения Оскара, опередив по наградам фаворита — высокотехнологичную и мегабюджетную сказку  “Аватар”. Кстати в оскаре за лучшую режиссуру Кэтрин соревновалась со своим бывшим мужем Джеймсом Кэмероном, и стала ни много ни мало — первой женщиной-режиссером в истории получившей награду американской кино-академии. 


Этот фильм дал зеленый свет таким работам как “Игра без правил” Дага Лаймана, “Не брать живым” Пола Гринграса, “Снайпер” Клинта Иствуда, “Цель Номер Один” той же Кэтрин Бигелоу (большинство из которых также снималось в Иордании), а главное “Повелитель бури” открыл дискуссию на всех общественных уровнях о правомочности вмешательства США в дела других стран и о военных преступлениях американцев.


Свои рефлексии о последних войнах американцы снимают, в основном, в Иордании — практически все фильмы и сериалы с тематикой восточных конфликтов последних лет сняты именно здесь. Искусство на Западе по прежнему стремится быть честным, а политики все так же циничны. Но бывает ведь еще хуже: без сомнений и рефлексий — с той стороны “фашисты” и нелюди, а с нами скрепы и Бог и никакой общественной дискуссии, лишь поддержка 86%. Как только начинает казаться, что война это способ решения проблем — нужно обязательно смотреть “Повелитель бури” или что-нибудь из “вьетнамского синдрома”, отлично прочищает голову.


Фишка: Название “Hurt Locker” у нас в прокате переведено как “Повелитель Бури”, на самом деле это такая странная полумистическая штука из слэнга саперов, “ящик боли”, в который навечно попадает сапер если ошибается. В фильме есть прекрасный момент с “ящиком боли” Уильяма Джеймса — он стоит под кроватью сержанта и там собраны детали мин, которые едва его не убили и вместе с ними лежит его обручальное кольцо. Очень круто!

Фраза: “Упоение сражением часто превращается в сильную и неизлечимую зависимость, потому, что Война - это наркотик.”


Технологии Blogger.