Ads

Новости

Titulo

Европа за морями: острова Питкэрн и Тристан-да-Кунья


Владычица морей”, “Империя, над которой никогда не заходит солнце” — эталонный исторический пример успеха и заката колониальной державы. Больше всех иметь значит и больше всех потерять. Северная Америка и Индия только чего стоят. 

Можно сказать, что Британия и цивилизованнее других закончила свою колониальную эпоху. Однако фантомные боли в отвалившихся частях мучили и мучают бывшую империю до сих пор. Такой гротескный персонаж как Джеймс Бонд, чем не проекция былого всемогущества? Война с Аргентиной за бесполезные Мальвины/Фолкленды в 1980-е тоже признак этих рефлексий. 


По-джентльменски вернув Китаю самую успешную из оставшихся своих колоний — Гонконг, казалось, что в XXI век Британия вошла полностью избавившись от великоимперских амбиций. Но brexit все же выявил обиды чопорной старушки на остальной свободный мир, — она решила, что лучше сидеть самой в своем уголке и тосковать по былому, чем быть равной среди других, быть может ранее и не таких успешных.

Пока Великобритания окончательно не отделилась от Евросоюза — рассказываем о самых оригинальных ее кусочках по всему миру. А уж в этом она лидируют — такое впечатление, что под виндзорской короной собрались самые фриковатые и хитрые острова и автономии, какие только можно вообразить.

Британские Виргинские, Каймановы, Бермудские острова, Ангилья, Теркс и Кайкос — слышите этот звук, пробивающийся через убаюкивающий ритм карибского прибоя? Это шуршание миллиардов фунтов и долларов, перекладываемых с одного оффшорного счета на другой. Любая из Британских заморских территорий на Карибах специализируется на упрощенном налогообложении в той или иной сфере. 

Grace Bay
Впрочем это не мешает пляжу Grace Bay на Теркс и Кайкос из года в год быть признанным лучшим пляжем в мире (согласно TripAdvisor). Что в свою очередь не мешает жутким скандалам, в которые один за другим оказывается втянута колония. Например обвинение местного премьер-министра в изнасиловании американской туристки в 2009-м году и выявление других преступлений руководства в ходе периодической проверки стало поводом для того, чтобы Британия отозвала конституцию острова и установила прямое управление. 

А так же эти события “вдохновили” авторов отличного сериала BBC One “Смерть в раю”. Все, что вы хотели знать о британских заморских территориях в Карибском море есть в этом сериале. Из дождливой мрачной метрополии на остров присылают зануду-инспектора, искренне ненавидящего пляжи и разлитую в здешней атмосфере беспечность. И хоть реальных убийств и тем более таких изощренных на карибских колониях за всю их историю не наберется и на первый сезон “Смерти в раю” — самый кайф там именно в столкновении менталитетов: буку-инспектора все время пытаются расшевелить веселые островитяне, а он не поддается и мечтает о лондонских туманах. Снимался сериал на Британских Виргинских островах и на французской Гваделупе.

Или вот проклятое место, “где нет ничего кроме времени” — последнее пристанище Наполеона, остров св. Елены во время brexita практически единогласно проголосовал против выхода Британии из ЕС. Жители сказали, что это был такой флеш-моб, чтобы в метрополии их заметили, а на Европу им в принципе плевать — она так же далека как и Британия. Кстати, на острове Святой Елены, уже после brexit’а наконец достроили аэропорт — теперь туда гораздо удобнее и дешевле добираться.

Остров Питкэрн — наследник бунта на “Баунти”

Единственное оставшееся у Британской Короны владение в Тихом Океане — совершенно сносящий крышу своей историей остров Питкэрн. Именно на его рейде был сожжен “Баунти”, а сам остров заселен фигурантами самого известного и противоречивого мятежа в истории британского флота.


Как помните — помощник капитана Флетчер Кристиан — в 1789-м году, соскучившись за своей таитянской подружкой устроил бунт. Капитана Уильяма Блая с верными тому людьми отправил на шлюпке в море, а сам с мятежниками вернулся на Таити за девушками, без которых он и его друзья уже не мыслили себе жизни. 

С таитянками и несколькими таитянами в качестве рабов (колониальные ж времена) компания отправилась искать необитаемый остров, чтобы начать там новую жизнь. Нашли они остров Питкэрн. Стали там плодиться и размножаться, научились выращивать урожаи, разводить свиней и гнать самогон. Робинзоны, включая Флэтчера,  были перерезаны во время восстания рабов, а рабов в свою очередь убили оставшийся в живых матрос Джон Адамс и вдовы его товарищей. Такое вот начало истории питкэрнской цивилизации.


Потом разное случалось, но не настолько жуткое и колония в принципе существовала. После открытия Панамского канала Питкэрн оказался на пути у судов следующих в Новую Зеландию и стал туристической фишкой. Сейчас к острову подходят 12 круизных лайнеров в год, аборигены катают туристов на квадроциклах и поят самогоном по рецепту Флетчера Кристиана. Всего тут проживает сейчас около 60 человек. Нравы и порядки довольно свободные. На острове, кстати, есть тюрьма, где с недавних пор сидит почти четверть его мужского населения и одна женщина. Согласно британским законам, свободные нравы не распространяются на несовершеннолетних. Фамилии жителей Питкэрна, в основном, Адамс и Кристиан.
Справка: 
Безвизовый въезд на острова Питкэрн возможен по решению иммиграционных властей на срок не более 14 дней при условии въезда и выезда на одном судне, наличия финансовых средств и уплаты сбора. Виза оформляется в консульских учреждениях Великобритании

Нигде на Тристан-да-Кунья

На Тристан-да-Кунья ни время ни история не проникают. Острова под протекторатом Британской короны с начала XIX века. Жителей там с тех пор всегда чуть менее трехсот человек. О рождении нового островитянина или смерти старого газета “Тристан Таймс” сообщает на первой полосе. Столица совершенно официально называется Эдинбург Семи Морей, в ней все и живут. Живут и  НИКОГДА не выезжают за пределы острова.


В 1961 году из-за извержения вулкана людей с Тристан-да-Кунья эвакуировали в метрополию. Но ничего хорошего из этого не вышло: сказалась двухсотлетняя изоляция. Несколько человек умерло от простейшего гриппа, кишечных расстройств и т.п. Да и непривычный ритм жизни подействовал на островитян угнетающе. Ну не живут они так как в Европе, не торопятся и не напрягают ближнего из-за лишнего пенса. В итоге все вернулись. Правительство рассчитывало, что хотя бы молодежь захочет остаться — нет, не остались. Зачем?


В Эдинбурге Семи Морей спокойно, нет армии и полиции, не было убийств с 1876 года, нет воровства, нет смысла давать взятки чиновникам. Экономика держится на филателистах и нумизматах, с удовольствием покупающих предметы коллекционирования из столь экзотического места, на ловле каких-то редких лобстеров и на фермерстве.


Посетить остров не просто, но возможно после личного разрешения губернатора и в составе небольшой тур-группы, а вот получить вид на жительство на Тристан-да-Кунья нельзя. Никак!


Зато, устав от городской суматохи можно зайти на сайт Тристан-да-Кунья: www.tristandc.com, почитать милые объявления, что местным жителям заменяют новости и порадоваться, что хоть где-то в мире ничего не меняется и заокеанская Европа в этом плане гораздо стабильнее Европы географической.


Прочитать о другой "заморской" Европе можно здесь...
Технологии Blogger.