Ads

Новости

Titulo

Места из известных картин в реальности: Иерусалим (Густав Бауэрфайнд)


“Армию в каре! Ослов и ученых на середину!”, — командовал Наполеон Бонапарт во время знаменитейшей Битвы у Пирамид с войсками Мамелюков 21 июля 1798 года.. В свой Египетский поход (1798-1801) Наполеон пригласил более ста ученых, рисовальщиков, литераторов — war/travel-блогеров, среди них были такие известные в то время люди как химик Клод Луи Бертолле, писатель, рисовальщик и гравер барон Доминик Виван Денон, механик и живописец Никола Жак Конте, математик Гаспар Монж.

"Наполеон в Египте", Жан-Леон Жером
Египетская авантюра французов захлебнулась, но родила науку египтологию, благодаря этому походу Европа всерьез увлеклась ориентализмом — коллекции восточных предметов быта, книг, украшений становятся крайне актуальными, о Востоке пишут книги, изучают ислам, на мусульманский восток в поисках новой натуры и эстетики едут художники. Мода на “восточное” не утихает весь XIX век. Именно как ориенталисты себя нашли выдающиеся живописцы Жан-Леон Жером, Эжен Делакруа, русский художник Василий Верещагин.

"Тожество в Самарканде", Василий Верещагин
Немецкий художник еврейского происхождения Густав Бауэрфайнд совершил путешествие в Левант в 1880-82 годах, вскоре снова приехал на Ближний Восток, а в 1890-х вместе с семьей переехал в Палестину и прожил там до своей смерти в 1904 году. В принципе он лишь один из многих ориенталистов, по сути ретрансяторов атмосферы и визуалистики модного тогда востока для впечатлительных европейских романтиков. Однако Бауэрфайнд очень точно улавливал социальные моменты и проблемы региона, а его картина “У входа к Храмовой Горе”, 1886 как будто зеркально отражает жизнь сегодняшнего Иерусалима.


На картине группа евреев стоит у Хлопковых торговых ворот Иерусалима, одного из входов к важнейшей святыне трех религий — Храмовой Горе. Они беседуют со стражами-мусульманами, видимо им нужно получить разрешение для прохода дальше. В довольно толерантной для своего времени Османской Империи, к которой тогда относилась Святая Земля, все-таки главенствующей религией являлся Ислам и посещение священных мест контролировалось представителями государства, впрочем они же эти места и защищали.


В наше время у тех же Хлопковых ворот можно сфотографировать или написать картину все с тем же сюжетом, разве что стороны поменялись местами — сегодня израильские полицейские с оружием будут досматривать и разрешат (или не разрешат) пройти к Мечети Аль-Акса на Храмовой горе группе мусульман. Проход открывается каждый день лишь с 8 до 11 утра, контроль тщательнейший. Ближний Восток за 130 лет, прошедших с написания картины Густавом Бауэрфайндом по сути совершенно не изменился.
“Восток — дело тонкое”
Павел Верещагин, таможенник, персонаж фильма “Белое солнце пустыни”, однофамилец русского художника-ориенталиста Василия Верещагина
"Уличная сценка в Дамаске", Густав Бауэрфайнд
Где увидеть картину:
В 1980-х, король Иордании Хусейн — отец ныне правящего короля Абдаллы, во время визита в ФРГ увидел картину “У входа к Храмовой Горе” в частной коллекции и влюбился в нее. Его эмиссары выкупили полотно у владельца за 500 тысяч долларов. Сейчас картину Густава Бауэрфайнда можно увидеть в Иорданской Национальной Галерее изобразительного искусства в Аммане.


Узнать больше о местах, которые фигурируют на известных картинах можно здесь...
Технологии Blogger.