Ads

Новости

Titulo

ГРЕЦИЯ: БЕСКОНЕЧНОЕ ВИНО, КИНО И СВОБОДОЛЮБИЕ

Давайте сразу перейдём к делу и, как герои Гомера, скажем о ней примерно так… В какой-то степени все мы её дочери и сыновья, в какой-то степени все мы были наслышаны о ней на уроках истории, в какой-то степени мы о ней знаем или не знаем… Греция – бесконечное вино, кино и свободолюбие.


Подготовила Юлия Пилипенко 

– Научи меня танцевать. Сможешь? 
– Танцевать? Босс, ты сказал «танцевать»? 

Такими словами начинается финальная сцена в фильме «Грек Зорба», покорившая миллионы интернациональных сердец. Одна из самых знаменитых мелодий в мире, сопровождаемая танцем сиртаки в исполнении гениального Энтони Квинна, была написана специально для экранизации одноимённой книги. 

Удивительно, как, казалось бы, незамысловатая, но одновременно глубокая история о дружбе двух совершенно разных мужчин способна отразить дух и характер целой страны, скромность и очарование Её Величества Греции. 

Приехавший на Крит интеллигентный британский писатель получает в наследство землю от отца и знакомится с добродушным греком Алексисом Зорбой, жизненная философия которого мудра и проста: в человеке должна быть капля безумства, в противном случае нельзя освободиться от оков, невозможно стать свободным. И временами, когда всё летит в тартарары, нас спасает заводной греческий танец, раскинувшееся под боком море и солнце над головой. 


Не зря ведь греки ввели понятие демократии, заселили на Олимпе богов и прославились своим отношением к жизни. Они столько раз терпели нападения со стороны турок, что познали истинную цену свободы. Они не гонятся за шиком, лоском и деньгами – сверкают себе белозубыми улыбками и радуются мелочам. Четыре козы вместо трёх приравнивается к приобретению мазерати, очередная свадьба – к исторически важному событию, а обычный семейный ужин – к настоящему празднику. 

Образ весельчака Зорбы так плотно закрепился в сознании туристов и кинематографистов, что уже полвека эксплуатируется массовой культурой и рынком услуг. Героиня фильма «Моя большая греческая свадьба» работает в ресторане «Танцующий Зорба», в «Высоком сезоне» актера Энтони Квинна приглашают на открытие памятника туристу, таверны в крохотных деревушках пестрят вывесками с именем знаменитого персонажа… Зорба повсюду! Он свободен, как ветер, и благороден, как рыцарь. Зорба – грек, а это уже весомый повод для гордости. 

Интересно, что, несмотря на возведённое в бесконечную степень свободолюбие, греки умудряются филигранно сочетать его с семейными ценностями и институтом брака. В современном мире, где процесс бракосочетания утратил былую привлекательность, осталась как минимум одна нация, которая намертво стоит на своём. 

С 1982 году в Греции ввели закон, официально разрешающий гражданские союзы, тем не менее 95 % пар венчаются в церкви.


«У девушки было три козы, у парня – пять. Когда они поженятся?» И это не просто пародийная задачка для школьников – для греков ответ по-настоящему важен. Важен со школьной скамьи. Все шутки из культовой «Моей большой греческой свадьбы» взяты из повседневной жизни, и они не менее реальны, чем действительность. Никто не учит девушку, на сколько коз она разведёт потенциального бойфренда и сколько «молока» из него выдоит. Всё первобытно чисто и поэтично: он, она, любовь, свадьба, дети, шумное застолье, сиртаки, битые тарелки. 

Чуть не забыла: желательно, чтобы он был греком, а она – гречанкой. Так проще уживаться с многочисленными родственниками и не тянуть на себя канат разных вероисповеданий. В Греции не очень-то чтут дома для престарелых, их катастрофически мало: принято, что дедушки и бабушки доживают свой век в окружении любящего потомства. 


Как говорил отец Тулы в вышеупомянутом фильме, есть две категории людей: греки и те, кто хочет стать греками. 

Да и греческому языку более пяти тысяч лет, поэтому этимологию любого слова стоит черпать именно оттуда. Даже слово «лесбиянка» происходит от названия греческого острова Лесбос, где в своё время обитали воительницы женского пола. 

Греция – страна мифов и солнца, цитрусовых фруктов, инжира и вин, которые упоминались в письменных источниках ещё две тысячи лет назад. Одна из легенд гласит, что, когда Бог создавал землю, он просеял почву через гигантское сито, а камешки бросил через плечо: так и появилась впитавшая солнце страна. Она очаровывает туристов, вдохновляет писателей и поэтов, притягивает кинематографистов. Мы предлагаем вашему вниманию небольшую экскурсию по местам, которые стоит увидеть не только во сне и в красочном кино, но и вживую. 



Санторини: сине-белое чудо, порождённое вулканом 

На этом острове произошло большое количество киношных и реальных историй любви. Именно здесь впервые влюбляется одна из юных героинь фильма «Одни джинсы на четверых», гоняет на водном мотоцикле красавица Джоли в образе Лары Крофт и залечивает раны жена известного режиссёра в одноимённом фильме «Санторини». 

Сказочный и романтичный Санторини напоминает античный конструктор Лего, детали которого вручили детям и попросили их соорудить счастье. Домики и церквушки, словно цветы, вырастают прямо из скалы, контрастируя своей торжественной белизной на фоне ярко-синего моря и безоблачного неба. Ставни и крыши, как под копирку, тоже выкрашены в синий. Догадаться, откуда взялось сочетание таких цветов, проще простого: белый символизирует чистоту, синий – море и небо, всё вместе же представляет собой греческий флаг. Греки также верят в то, что синий цвет удерживает на расстоянии зло и неприятности. 


До 1960 года на Санторини вообще не было электричества – здесь можно было встретить только осликов и рыбаков. Сегодня ситуация кардинально изменилась. При населении 15000 человек остров ежегодно принимает более 1,5 миллиона туристов. Божественная красота закатов в деревушках Ия и Имеровигли, солнце, которое медленно погружается в беспечное Эгейское море, прощаясь с белоснежными церквями и возникшими после извержения вулкана островками, – всё это не оставляет равнодушными даже самых циничных прожигателей жизни. 

Однажды побывав на Санторини, хочется вернуться снова и снова. Теряться в лабиринте узких улиц Древней Феры, загорать на пляжах с чёрным песком и красной галькой, пить в порту вино, закусывая его козьим сыром и белыми баклажанами… Кажется, что воздух здесь пропитан мощнейшим наркотиком, который раз и навсегда заманивает тебя в невидимый капкан. 


Интересно, что церквей на Санторини больше, чем жилых помещений. Большинство из них – частные и закрыты для туристов, но если расположить к себе хозяина, он откроет для вас двери церкви, а возможно, и своего сердца. Оказаться за одним столом с греками – отдельное удовольствие. Они рвут руками хлеб, не убирают со стола локти, без конца подливают в бокал «Нихтери» или «Винсанто», не заморачиваются насчёт этикета и делятся самым сочным куском баранины из собственной тарелки. 

На острове выращивают более сотни разновидностей винограда, но вина «Нихтери», «Винсанто» и «Асиртико» пользуются наибольшей популярностью. Они в буквальном смысле льются рекой, не оставляя шансов для трезвого образа жизни. И когда находишься в шумной греческой компании, наблюдаешь за мягкими красками заката, слышишь раскатистый детский смех и улыбаешься при виде милых осликов (которых на острове больше, чем жителей), трудно себе представить, что вся эта красота и непередаваемая атмосфера появились на свет благодаря жуткой катастрофе и сильнейшим извержениям вулкана, который неожиданно проснулся в XVI веке до н. э., погубил огромное количество эгейских городов и породил легенду об Атлантиде. 



Икария: остров, где люди не помнят о смерти 

Как и Санторини, остров Икария омывается ласковым Эгейским морем. Отдельного внимания он заслуживает хотя бы потому, что относится к так называемым «blue zones». Голубые зоны – редчайшие места на планете, где продолжительность жизни людей значительно выше, чем в любой другой точке мира. Каждый третий житель Икарии с лёгкостью преодолевает планку 90-летия и продолжает вести активный образ жизни, но об этом чуть позже. 

Своим названием остров обязан богатой греческой мифологии. Когда Дедал попытался сбежать из Лабиринта, куда был заточён Миносом, королём Крита, он сделал восковые крылья для себя и своего сына Икара, потому что полёт был единственным вариантом спасения. Вдохновлённый небом Икар слишком близко приблизился к солнцу, несмотря на отчаянные крики отца. Восковые крылья растаяли, и наш герой полетел прямиком в эгейские воды, утонув недалеко от острова, названного впоследствии в его честь. На Икарии Геракл похоронил погорячившегося Икара, а часть Эгейского моря в срочном порядке переименовали в Икарийское. 


Жители Икарии объясняют своё долголетие очень просто: они абстрагируются от проблем, не работают в офисах, занимаются садоводством, вдыхают чистый воздух и бриз, пьют козье молоко вместо коровьего, предпочитают средиземноморскую кухню, готовят исключительно на оливковом масле, ходят друг к другу в гости, потягивают красное вино и травяные чаи и уделяют максимальное количество времени любимым людям. 

Нам же, простым смертным, Икария предлагает умиротворённый, размеренный отдых. Для любителей дискотек, тусовок и драйва это точно не идеальное направление. Лучше уж отправиться на Крит или Родос. Если же вы выбрали Икарию, то вас ждут чистейшее море, разнообразие пляжей, множество таинственных пещер, горные деревушки, крепости, монастыри и возможность окунуться в историю. 



На острове восемь термальных источников, целебные свойства которых обнаружил не кто иной, как старина Геродот. Из городов хотелось бы упомянуть столицу Айос-Кирикос, с этнически историческим музеем и церковью Святого Кирика. Греки настолько чтут своих святых, что за редким исключением отмечают собственный день рождения, придерживаясь даты в паспорте. Обычно они празднуют именины в день рождения святого, в честь которого получили имя при появлении на свет. 

Безусловно, стоит посетить Арменистис – городок, расположенный недалеко от столицы, поселок Нос, где укрывались от пиратов суда, каменный мост Лупастра, охраняемый из-за миграции птиц, гору Фитро, откуда открывается умопомрачительный вид на остров. На склоне Фитро раскинулась живописная деревушка Христос, где, благодаря древней традиции, сутки напролёт работают абсолютно все заведения. 

Икария полна сюрпризов: здесь можно планировать сложные пешеходные маршруты по пролегающим вдоль побережья тропам, заглядывать в ущелья и многочисленные селения, открывать для себя секреты счастья от долгожителей, наслаждаться мимолётностью момента, нежиться на мягком песке и периодически верить в то, что жизнь будет длиться вечно. 



Пелопоннес: родина Олимпийских игр 

Запах яблочных и сливовых деревьев, бирюза загадочных бухт и ожившие сказки Гомера – это Пелопоннес. Ещё один удивительный греческий уголок, не обделённый историей и природой. Пелопоннес окружён Ионическим морем: в полуостров он был искусственно превращён Коринфским каналом. Идея проекта была реализована в XIX веке французами, хотя приходила в голову и Цезарю, и Калигуле. 

По форме полуостров напоминает фиговый лист и соединяется с материковой частью двухкилометровым мостом. Оказавшись на Пелопоннесе, невозможно избавиться от ощущения, что у тебя на глазах импрессионисты создают очередной шедевр: причём К. Моне заимствует краски у Э. Мане, Ренуар их вслепую смешивает, а Гоген наносит на живой холст. 


Пелопоннес настолько красив и разнообразен, что подходит для любого отдыха без исключения. Если хочется песчаных пляжей и лазурного моря, лучше отправляться в северную часть полуострова. Недалеко от Патр и Лариссоса можно вдоволь накупаться, позагорать, побаловаться виндсёрфингом и поприветствовать нудистов. 

Рядом с Патрами расположен старинный винный завод, где продаётся знаменитое вино «Мавродафни». Основатель завода в своё время не женился на барышне, имя которой эффектно фигурирует на этикетках. Что касается местной кухни, можно смело заходить в любую таверну и ресторанчик: вкусно везде и настолько, что поражаешься количеству съеденной хрустящей барабульки, хамсы, морепродуктов, гирос и сувлаки. 



Кстати, считается, что гирос (завёрнутые в лепёшку пита мясо, картошка и помидоры) лучше всего пробовать именно на Пелопоннесе. 

Южная часть острова больше подходит для заядлых путешественников и экстремалов: здесь разбивают палатки на горных склонах и купаются в кристально чистых озерах. 

На Пелопоннесе можно найти абсолютно все, начиная от старинной железной дороги, казино и затерянных в сосновых лесах оздоровительных центров, заканчивая главным и наиболее важным – античностью. Великолепная Олимпия – родина Олимпийских игр, с неподражаемым храмом Зевса и полуразрушенными стадионами; великая Спарта, по сей день будоражащая воображение историков и археологов; Микены, о которых с неподдельной страстью писал Гомер; древнейший театр Эпидавр с такой потрясающей акустикой, что при движении слышен шорох одежды на теле актёров. 


Культурное наследие полуострова впечатляет настолько, что, попадая в вышеперечисленные места прямиком из ультрасовременного отеля, думаешь, будто кто-то из богов давным-давно изобрёл машину времени, и она по щелчку пальцев возвращает нас в прошлое без возможности что-либо изменить. 

Душа Греции зацелована морями и солнцем, её тайны захоронены в Афинах и Дельфах, и – да – все мы в какой-то степени являемся её детьми. Возможно, эта страна не станет единственной и неповторимой любовью всей вашей жизни, но однозначно подарит пару-тройку улыбок, а это уже дорогого стоит.


Технологии Blogger.