Ads

Новости

Titulo

Ар-нуво: простая красота



Мы часто используем слово «модерн» в наше время, говоря об архитектуре, интерьере или танце. Чехия может похвастаться одним из самых ярких представителей этого стиля, называемого также ар-нуво. Это Альфонс Муха. Его работами украшены многие места в Праге. А еще он положил начало рекламной графике и был, пожалуй, одним из первых креативных специалистов, разрабатывающих имидж для будущих брендов.
Акценты
Парижа нам так нравились его афиши, что они изъявляли желание их приобрести, а те, кому это не удавалось, срезали их под покровом ночи с афишных тумб.
Творчество Альфонса Мухи весьма узнаваемо. Если вы видите картины, центром которых являются красивые томные женщины славянской внешности в окружении богатого растительного декора, — скорее всего, они принадлежат кисти Мухи. 

Говорят, что искусство и мода отражают психологическое состояние, в котором пребывает общество. А также зачастую используются для популяризации ценностей того или иного времени. Почвой для появления стиля модерн послужила полная неразбериха в стилях в Европе конца XIX века, которая свалила в один котел подражание старым стилям (так называемый историзм) и эклектику.

Первые шаги модерн как стиль начинает с живописи и графики. Основным орнаментом и формой декора нового стиля становится изогнутая линия, похожая на локон волос или изгиб стебля растения. Интерьер стиля носит четко выраженный декоративно-прикладной характер, ориентированный на подражание природным формам.

Красавицы Альфонса Мухи

Имя Альфонса Мухи стало символическим в изобразительном искусстве конца золотого – начала серебряного века. Некоторые до сих пор считают художника французом, хотя он активно пропагандировал славянский идеал красоты и славянские философские идеи.

Чешский художник, иллюстратор, декоратор и плакатист Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в небольшом городе Иванчице (Моравия). Его отец много занимался воспитанием сына и дал ему хорошее образование. Альфонс с детства проявлял незаурядные вокальные и художественные способности. Он даже получил стипендию для пения в костеле Святого Петра в Брно, но судьбоносный эпизод заставил его отказаться от певческой карьеры. Будущий художник случайно увидел работы Умлауфа, последнего представителя барочной церковной школы живописи. Фрески в костеле Святого Игнатия из Лойолы в Праге произвели на юношу настолько сильное впечатление, что певческая карьера была забыта. 

Путь Мухи к популярности был весьма непростым, а жизнь – насыщенной и полной событий. Свою карьеру он начал в качестве художника-декоратора в Вене, где работал вместе с известным живописцем Гансом Макартом. Австриец оказал значительное влияние на творчество Мухи, благодаря ему на картинах художника появляются яркие краски, множество аксессуаров и цветов.


В 1881 году театр, в котором работал Альфонс, сгорел, и он вынужден был вернуться в Чехию. Здесь ему приходилось браться за любую работу: роспись стени потолков богатых людей (тогда это было модно), театральные декорации и портреты-миниатюры. Наконец Мухе повезло – его заметил граф Карл Куэн, который предложил художнику оформить свой новый замок с поэтическим названием Эмманофф (в честь хозяйки, златовласой красавицы графини Эммы). Очевидно, настенные портреты графини в образе вакханок настолько пришлись по душе графу, что Муху вскоре пригласили работать к его брату в Тироль. Это был безмятежный период в творчестве Альфонса, когда он мог проводить часы на пленэре, наслаждаясь красотой альпийских лугов и гор. Муха уже почти завершил работу, когда в его жизни появился венский профессор живописи Край, который убедил графа профинансировать образование молодого художника – отправить его учиться сначала в Мюнхен, а затем в Париж.
Нюансы
Можно сказать, что модерн – это стиль, используемый тогда, когда общество пребывает на подъеме и видит будущее в ярких, насыщенных тонах.

Парижский период и Сара Бернар

С 1887 по 1922 год художник жил в Париже, поэтому при жизни он в большей мере был известен под французским прозвищем Мюша. Однако при первой возможности Муха напоминал о своем славянском происхождении. Это заметно даже в деталях его одежды — на страницах газет и журналов, на старых фотографиях вы увидите Альфонса Муху в национальной расшитой косоворотке, подпоясанной кушаком. 

Поначалу художник чувствовал себя чужаком среди парижской богемы, но затем понял, что его работы ничуть не хуже, а может, даже интереснее и ярче, чем творения его соседей с Монмартра. Теперь Альфонс Муха чувствовал себя настоящим художником: снимал мастерскую, ходил в плаще и шляпе. Любопытно, что одно время он даже делил мастерскую с Полем Гогеном.


Со временем Альфонс перешел в художественное училище Коларосси, где преподавали более опытные педагоги. Молодой художник с воодушевлением готовился к своей первой выставке… Неожиданно граф отказал ему в поддержке, ссылаясь на собственные финансовые трудности. Для Альфонса Мухи это было большим ударом: ему, неопытному и чистому душой оптимисту, пришлось экономить на еде, чтобы покупать краски. Тем не менее он писал отцу восторженные письма о том, что устроился иллюстратором в газету, что у него прекрасная мастерская и много заказов. 

В конце концов после полосы испытаний судьба вновь улыбнулась художнику. В 1891 году у Мухи установились серьезные контакты с книжными издательствами, в 1884 году он смог продемонстрировать свой талант, создавая календарь для известного европейского производителя чернил. И, наконец, судьбоносная работа — афиша к спектаклю «Жисмонда» для легендарной Сары Бернар. Это был подарок судьбы, после которого к художнику пришла настоящая известность. На афише спектакля «Жисмонда» актриса изображена с золотыми волосами, в пышном венке из цветов и бело-золотых одеждах. Именно так Сара Бернар представляла себя на сцене, и именно таким преподнес ее образ зрителям Альфонс Муха.


Сегодня этот период творчества считается наиболее ценным вкладом в мировую художественную сокро вищницу, хотя сам Муха оценивал его скептически, так как считал слишком коммерческим. Сара Бернар заключила с Альфонсом Мухой шестилетний контракт, по которому он создавал все эскизы и афиши для ее театра, а также декорации и даже ювелирные украшения. 

Прошло не так много времени с момента создания первой афиши, и ар-нуво уже стали называть «стилем Альфонса Мухи». В этом стиле созданы его известные графические работы: «Сезоны» («Време-на года»), «Цветы», «Искусство», «Драгоценные камни», «Луна и звезды». Образ его героини – прекрасной славянки с золотыми волосами — можно было встретить повсюду: в бедных жилищах, на этикетках чая и коробках конфет. 

Самое главное в работах художника — стремление проявить через красоту светлые и позитивные эмоции, показать эстетику в повседневности. Недаром в одном из своих писем он упоминает: «бедные тоже имеют право на красоту». Нельзя сказать, что Муха был самым талантливым или необычным модернистом. Но, без сомнения, он был самым характерным представителем  стиля модерн, и в этом – его уникальность. 


Альфонс Муха стал основателем и непревзойденным мастером рекламной афиши в стиле модерн. Работы мастера и его всемирное признание дают повод удивляться тому, что Муху в свое время не приняли в Академию изящных искусств в Праге из-за… «абсолютного отсутствия таланта». Но такое непонимание не помешало художнику стать олицетворением чешского национального изобразительного искусства. До сих пор на улицах Праги вы будете встречать взгляды его дам с афиши панно. 

Где увидеть в Праге? 

Музей Альфонса Мухи  — ул. Панска, 7, южное крыло Кауницкого дворца, www.mucha.cz 
Ярмарочный дворец — цикл «Славянская эпопея», Собор Св. Вита, витраж «Прославление святых Кирилла и Мефодия» 

Стиль модерн в Праге: Гранд-отель «Европа» и «Меран», доходный дом U Dorfleru (Старый город), издательский дом «Топич» и здание страхового общества «Прага», также Муниципальный дом (Obecniy Dum) на площади Республики, универсальный магазин «У Новака» и отель «Париж». 
Технологии Blogger.