Ads

Новости

Titulo

Несколько фактов о Таджикистане


Что мы знаем о Таджикистане? Представление об этой стране, находящейся будто бы в дальнем, пыльном, забытом пост-советском углу планеты у нас в лучшем случае  сформировано сериалом "Наша Раша" или в худшем (Равшан с Джамшутом автору, например, глубоко симпатичны ;)) — жуткими новостными сводками 20-летней давности.

Текст: Владимир Красноголовый

Новости с юга-востока нашей страны пугают сейчас даже больше, а юго-восток теперешней Центральной Азии и во времена, когда устанавливались не всегда шелковые, но определяющие мировую историю отношения Азии и Европы обозначился как отшиб цивилизации. 

В IV веке до нашей эры Александр Македонский, забредя в эти места основал тут город Александрия Эсхата, что буквально означает Александрия Крайняя. Великий полководец сгнил потом где-то в вавилонских песках, а вот основанный им “крайний” город прославился под именем Ходжент как раз как центральный пункт шелкового пути при мощной династии ирано-таджикских шахов — Саманидов. Именно здесь, пройдя Китай и перевалив Памир или Тян-Шань в караван-сараях Ходжента отдыхали восточные купцы и, в зависимости от политической обстановки, отправлялись дальше или в сторону пустынь Самарканда и Хорасана, где редко когда бывало спокойно, или снова через фанские горы по территории нынешнего Таджикистана в более мирные оазисы загадочной и неожиданно в последствии исчезнувшей Бактрии. 


Таджикистан в нынешних границах появился в качестве самостоятельной республики СССР в 1929 году благодаря активной деятельности местного политика Шириншо Шотемура. До этого в Российской Империи он входил в Туркестанское генерал-губернаторство, а с 1924 в состав Узбекской ССР. Выделение в особую область было оправдано хотя бы тем, что таджики — единственная не тюрко-язычная народность Центральной Азии, таджикский — один из вариантов персидского языка.

Товарища Шотемура буднично так оклеветали и расстреляли в 1937-м, а во времена позднего союза Таджикистан стал популярен пиками Ленина и Коммунизма — самыми высокими точками “необъятной Родины”, песнями Визбора о Фанских горах, хитом Аиды Ведищевой о безликой новой столице республики: “Пусть где-то на земле, редкой красоты есть города, но только Душанбе в сердце сохраню я навсегда” и шикарным пивом “Ленинабадское”, что и до сих пор делается в избавившемся от имени Ленинабад Ходженте — той самой Александрие Крайней.


Что же из себя представляет современный Таджикистан? Давно о нем не слышно! Вот несколько фактов или скорее наблюдений после нескольких дней в стране мирным летом 2013 года. Украина за три года изменилась колоссально, Таджикистан вряд ли, но поверьте — ему так очень идет )

О гастарбайтерах

Два миллиона таджиков из семи находятся на заработках в России, но в самом Таджикистане, что интересно, дорожными работами,  озеленением, тяжелым физическим трудом, порой даже строительством занимаются граждане Китая. Их даже в шутку называют здесь гастарбайтерами.


Северная Согдийская область страны лежит в Ферганской долине, от столицы и центра страны ее отделяют два красивейших перевала, оба высотой за 3000 метров. Дорога не везде одинакова, но по большей части хорошая — намного лучше равнинных трасс нашей Родины. За дорогой опять же следят китайцы, они построили пятикилометровый туннель на перевале Шахристан и доделывают магистраль в районе перевала Варзоб. Если менеджмент Укравтодора нанять в Китае — может второй из двух вечных проблем у нас станет меньше? С первой еще долго придется разбираться самим.


О местной дикататуре

Де-факто вечный президент Таджикистана Эмомали Рахмонов визуально очень большой молодец! Он ладен, бровями схож с Брежневым и присутствует на тысячах плакатах по всей стране. Его киргизского коллегу Атамбаева, пришедшего к власти после двух революций практически незаметно, Ислам Каримов из Узбекистана просто молодец, часто его цитируют на плакатах и в музеях, Назарбаев еще более вечен, но меньше растиражирован, а... Эмомали Рахмонов супермолодец — вот он любуется цветом абрикос, вот он держит колоски в поле и мечтательно смотрит в даль, вот в эту даль романтично направляется... 


Еще несколько лет назад светлая личность Рахмонова не была визуально столь распространена, но его брови были насупленнее, говорили о политике в стране тише... В 2013-м о каких-то ежовых тоталитарных рукавицах речи не было, в сравнении с Узбекистаном, Казахстаном или Россией — Таджикистан был просто образцом демократии: пресса более-менее свободна, говорить можно о чем угодно, лишь бы с восточной вежливостью и этикетом, чиновники коррумпированы, но с бизнесом не суровы, опять же по-восточному вежливы без перегибов в стиле “семьи” или кооператива “Озеро”.

Плакаты с Рахмоновым скорее просто дань уважения, ставшему к 60 годам сентиментальным самому демократичному из диктаторов Центральной Азии. В последнее время Рахмона вдруг стало резко заносить — еще одна особенность возраста, однако впечатление такое, что эти “заносы” больше для вида и статуса.


О Душанбе

Душанбе — город молодой, ему чуть более ста лет. Сейчас это город строек. Бизнесс-центры, евро-офисы в столице одной из самых незаметных стран мира растут как на дрожжах. Даже в нашей, любимой но бестолковой Родине это не всегда окупается... А вот в Душанбе строительный бум.

Благодаря буму возведены: крупнейшая в Центральной Азии библиотека, очень солидный и изящный президентский дворец, симпатичный МИД, очень красивые парки и монументы выдающимся саманидским правителям и персидским поэтам, огромнейшее количество фонтанов.


Наверное есть у диктаторов слабинка, когда хочется оставить о себе добрую память — они обращают внимание на архитектуру. Клан Алиевых превращает сейчас Баку в каспийский Дубаи... И хан Рахмонов оказался не чужд прекрасного. Даже перехватил у Азербайджана первенство в фрейдистском соревновании на самый большой флагшток в мире. Флаг Таджикистана с 2011 года развивается в Душанбе на высоте 165 м, а в Баку флаг висит на жалких 162-х метрах…

В Душанбе, по утверждению многих, нет преступности. Может, китайцев в Укравтодор, а в руководство наших правоохранительных органов поставить гастарбайтеров-таджиков?

Гулять по Душанбе действительно приятно — зелено, не скучно, жители улыбаются, говорят “Wellcome to Dushanbe!”. Пьяных и нищих тоже не заметно. Но присутствует совершенно уникальный вид попрошайничества — прямо фишка Душанбе! Такого нигде еще не видел.

К вам может в центре города подойти милиционер, представиться и предложить экскурсию. Он будет рассказывать о великом государстве Саманидов в IX-X веках (эх, какую страну прос%али!), о новых стройках и фонтанах, а потом вдруг:

— Знаешь, у меня зарплата маленькая. Всего 80 долларов. Маленькая ведь? А сейчас Рамазан, дай сколько не жалко, водички хоть вечером попить…


Или вот такое. Хочу попасть на крышу местного небоскреба "Душанбе-Плаза", чтобы сфотографировать город сверху. Беседую с охраной.

— Фотографировать у нас вообще нельзя. Ну уважение сделай, да?

— 10 сомони (примерно 28 грн) могу, чисто из уважения...

— Эй, ну нас же 6 человек. 10 на 6 даже не делится.

— Я же не американец, турист с Украины. Когда-то же в одной стране жили. Ну ладно, не нужно...

 — Эй, брат, стой! Чисто как брату разрешаю подняться. Мы очень уважаем украинцев. Гостеприимство это же традиция! Да! 10 сомони парню в лифте дашь! Там камер нет...


О таджиках

Таджики очень радушны и гостеприимны. В первый же час на территории Таджикистана я стал гостем  в одном кишлаке и попал на вечернее угощение по поводу Рамазана. "Гостя в дом приводит Аллах, а когда ему уходить решает хозяин...", — гласит красивая восточная поговорка. 

Интересоваться вами, спрашивать об Украине, приглашать на чай вас будут по всему Таджикистану. Не отказывайтесь — общаться с таджиками огромное удовольствие, скорее всего вам будут цитировать поэтов Рудаки или Фирдоуси, возможно даже Александра Пушкина. По-русски. Беседы за столом в Таджикистане замечательны: радушие и приятный разговор — традиционный способ произвести впечатление на гостя, ведь в дом вас привел очень большой авторитет. Вернувшись отсюда вы больше никогда с усмешкой не скажете "Насяльника...", скорее будете вспоминать как заманив к себе, хозяева вдохновенно рассказывают вам, зависшему над очередной порцией восточных угощений, что “Аллах создал особый, самый сладкий рай, для тех, кто доедает в гостях все до крошки!”


Разговоры тактичны и красивы — политика в них дурной тон, но обычно таджики отлично осведомлены обо всех мировых проблемах.

Например диалог с таксистом:

— Ну вот смотри, в Таджикистане пенсия минимальная 40 долларов! Что купишь на 40 долларов? (цены, в столице вполне сравнимы со средне-украинскими, на периферии раза в 3-4 ниже)

— Но зато дача у президента шикарная! Мы проезжали мимо нее в Варзобском ущелье...

— Да я слышал у вашего президента еще круче! Как ее... Междугорье? (напомню, что разговор происходил летом 2013 года)

Предположу, что некоторая невзыскательность, а так же отстраненность от большой политики предмет тайной радости и ориентального спокойствия таджиков в духе: “Давно здесь сидим...”

— Знаешь, что говорил поэт Рудаки? — философствует один случайный ходжентский знакомый — вполне состоявшийся бизнесмен, он поставляет лекарства из Юго-Восточной Азии — "Ничего не требуй ты от мира и тот час безмерно щедрым мир покажется тебе". Зачем суетиться, воевать, захватывать земли? Таджикистан маленький, но вот я много где побывал — и в России, и в Украине, и в Америке, но счастливее и спокойнее людей чем у нас не встречал...



*   *   *

Забытый пост-советский уголок планеты оказался полным неожиданных и симпатичных открытий и довольно приятным для пребывания. Даже самым приятным из всех центральноазиатских осколков империи. Надеюсь, удалось немного смахнуть пыль с того каким он представлялся.


Восток — дело тонкое! Но путешествовать по нему невероятно интересно. Можно думать о Таджикистане снисходительно, вспоминать миллиционера-попрошайку или пенсии в 40 долларов, но приятнее ли будут “Несколько фактов об Украине" с точки зрения любого иностранца?


А здесь то самое место, где две дюжины веков назад к лежащему высоко в горах ярко-голубому озеру вышел Александр Македонский. Что за неведомая мысль посетила полководца в этих местах? Увидел ли он Шамбалу или свет Великого Полдня? Но оставил стремление дойти до предела мира, основал в предгорьях город и назвал его Александрией Крайней именно потому что решил тут повернуть обратно, отпустить амбиции загоняющие в могилы целые народы, успокоиться... 

Нет ни его, ни шелкового пути, истлевают в песках государства и эпохи. А озеро в Таджикистане, названное в честь Александра — Искандеркулем, все также отражает стены Гиссарских исполинов и звезды над ними в своей цвета афганской бирюзы глубине. И это вряд ли в ближайшие несколько тысяч лет изменится.


Технологии Blogger.