Ads

Новости

Titulo

Бутан — королевство драконов и валового счастья


«Наша земля заканчивается там, где останавливается камень, катящийся с горы», — говорят жители Бутана о своем государстве. В Гималаях, зажатая между Китаем и Индией, живет особая, единственная в своем роде страна длиной около пятисот километров, шириной до двухсот и высотой до 7,5 километра. Ее населяют около 700 тысяч человек, большинство из которых говорит о себе «друк-пас» — народ дракона, а самоназвание Бутана — «Друк Юл» — Земля Громового Дракона.

Текст: Владимир Красноголовый


Бутан стал туристической легендой, символом недоступности и эксклюзива. На самом же деле с попаданием в страну все гораздо прозаичнее, а вот с пребыванием внутри, похожим на чуждую, но красивую сказку, и мифами, в реальности которых не сомневаются там даже самые здравомыслящие люди, все немного сложнее — без определенной информационной и метафизической подготовки понять и принять Землю Громового Дракона не получится. Хотите верьте, хотите нет, но все, написанное дальше в статье, — чистейшая правда.


Тигрица, чудесный фаллос и боевые монастыри

Примерно так вкратце можно рассказать историю Бутана с VIII по XVII век. Считается, что до прихода буддизма страны как таковой не существовало, да и последующая ее история совершенно неотделима от легенд.

Словом, примерно в 780-х годах Падмасамбхава (гуру Ринпоче), кстати, вполне реальный человек, прилетел из Тибета в горы над долиной Паро на спине тигрицы. Нашел пещеру и давай в ней медитировать. Местные жители в ту пору увлекались анимизмом, но в принципе уже имели определенное представление о буддизме. 

Однако лишь гуру Ринпоче, почитаемый в некоторых школах как воплощение Будды, произвел на них должное впечатление. В большей степени даже не он, а тигрица, которая заботилась о впавшем в транс человеке и оберегала его несколько лет. В котяру, вроде как по собственной воле, превратилась одна из жен и учениц гуру — Еше Цогьял. Все это сопровождалось роскошными атмосферными явлениями, и место стало священным. В пещеру, расположенную на высоте 3120 м, отправлялись медитировать мудрецы, а сейчас ходят туристы — здесь в 1692 году был возведен монастырь Таксанг-лакханг (Гнездо тигрицы). И теперь первая фотография в выборке Google по запросу «Бутан» сразу же пронзает ваше воображение насквозь — монастырь невероятно фотогеничен, и его посещение — обязательный экспириенс в Бутане.


Туристам также напрочь сносят крышу многочисленные изображения фаллосов на бутанских домах, причем они хоть и расписаны под местную хохлому, но все-таки очень физиологичны. Это дань уважения еще одной фееричной исторической персоне XV века, бродячему учителю Махамудры — Друкпа Кюнле. Он любимый герой фольклора и анекдотов, а также отчаянный сатирик и «стебщик» институтов власти и прочих демонических проявлений. Нечто вроде местного Ходжи Насреддина, но отличается от того методами за гранью любых приличий и инструментарием.

Надо сказать, что радикальные методы Кюнле раскрепостили бутанцев, научили их наслаждаться жизнью и сыграли ключевую роль в становлении прав женщин — в этом плане Бутан очень прогрессивен и сейчас. И все это за 500 лет до сексуальной революции на Западе. Изображения фаллосов защищают дома от злых духов и демонов, а чувство юмора и доброжелательность бутанцев вам подтвердит любой гость страны.


Наиболее конструктивным историческим деятелем Бутана и, как считается, основателем государства был Шабдрунг. Это художник, строитель, буддийский монах и волей случая — царь. Он разгромил войска Тибета (да, буддисты не обязательно являлись пацифистами), смог объединить страну в 1630-м и придать Бутану собственную государственную и культурную идентичность, четко отделив все бутанское от тибетского. Чтобы защититься от посягательств агрессивных Великих Моголов с юга, он проектирует и строит систему крепостей-«дзонгов», создав тем самым уникальный архитектурный стиль, на который приезжают посмотреть современные туристы, и оригинальную распределенную систему управления, что действует и поныне.
Акценты:
Дзонг, кроме того что выполняет функции оборонного сооружения, также является монастырем и административным центром (храм, районо и военкомат в одном флаконе).
Руководствуясь сном об огромной демонице, лежащей на Тибете, Шабдрунг строит 108 мостов — они как бы связывают чудище и не дают творить гадости. Некоторые из мостов сохранились до наших дней — и демоница, видимо, именно поэтому спокойна. Авторитет Шабдрунга был настолько велик, что когда он умер, его соратники еще 50 лет успешно скрывали этот факт от народа.


Встречи цивилизаций

Вернее, несколько слов о том, как Бутан виртуозно избегал таких встреч. Два неутомимых португальских миссионера-иезуита Эстеван Каселла и Жуан Кабрал добрались в эти места еще в 1627 году и были тепло приняты Шабдрунгом. Именно от него они узнали о существовании легендарной Шамбалы. И то ли хотели попасть поскорее именно туда, то ли скучное, сдержанное христианство не получило отклика в душах гармоничных и раскрепощенных бутанцев, но, погостив восемь месяцев, иезуиты отправились дальше в Тибет. Есть предположение, что Шабдрунг делился с европейцами планами насчет создания Бутана, а также тантрическим учением о счастье, и, стало быть, Шамбалу они уже нашли, но так и не поняли этого.


Следующая встреча с европейцами произошла через 150 лет — в конце XVIII века тысяча лучников из Бутана выступила на стороне одного из индийских махараджей. Англичане, поддерживающие его соперника, слегка обалдели — они даже представить себе не могли, откуда взялись эти анахроничные, но смелые ребята. Установить отношения с Бутаном британцам впоследствии никак не удавалось — их мягко выпроваживали с территории, не ведясь на чудеса прогресса и прочие зеркальца и бусы. После присоединения Британией Ассама, граничащего с Бутаном, англичане взяли под контроль восемь дуаров — проходов через горы, запирающих страну. И началась долгая т. н. Дуарская война. В итоге она, что удивительно, оказалась не особо успешной для англичан. В 1865 году были подписаны соглашения, по которым контроль за горными проходами все-таки остается у британцев, но они не лезут во внутренние дела Бутана. Так и повелось — страна вроде бы существовала, какие-то формальности в отношениях с колонизаторами вяло соблюдались, но никто не знал, что там творится внутри.

А когда в 1947 году Индия получила независимость, о Бутане в постколониальном бардаке совершенно забыли. Как же удивились в 1952 году в секретариате ООН, когда получили сообщение с просьбой о вступлении в организацию практически из Шамбалы. Письмо было с индийскими марками и штемпелем об отправке. Третий король бутанской династии Вангчуков отправил гонца за 200 км, чтобы бросить послание в ящик в Индии — первое почтовое отделение появится в Бутане лишь через 10 лет.



Династия Вангчуков

Основавший королевскую династию в 1907 году Угьен Вангчук по-хорошему прекратил продолжавшуюся более двухсот лет гражданскую войну. Она началась как раз после перенесенной на 50 лет смерти Шабрунга и по-буддистски лениво тянулась, уже даже когда были забыты причины, претензии и первые стороны конфликта. Король Угьен в молодости тусовался с англичанами и даже учился в Европе, но к сорока годам решил, что хорошего в цивилизации мало, и принялся плотно закупоривать страну. Его сын Джигме Вангчук продолжил изоляционистскую политику папаши и даже очень испугался разрушения колониального мира, деяний коммунистического Китая и раздираемой религиозными противоречиями независимой Индии. А вот его сын Джигме Джорджи Вангчук, что взошел на престол в 1952 году, выбрал путь медленной, но все же модернизации страны, и даже написал то самое письмо с просьбой о вступлении в ООН.

Нынешнему королю Бутана Джигме Кхесар Намгьял Вангчуку 36 лет, он учился в нескольких колледжах США и в Оксфорде, где защитил диссертацию по политологии. До 2011 года был самым молодым в мире руководителем государства, пока его не обошел резвый Ким Чен Ын. Но, в отличие от последнего, наш король молодец, красавец, имеет свой сайт и аккаунт в Facebook. В Азии и не только у него было множество поклонниц, в том числе из знатных семей, но король выбрал по сути простолюдинку — дочь пилота бутанских авиалиний Джецун Пема. В 2011-м мир наблюдал романтичную историю их отношений практически онлайн, а в октябре того же года Бутан всей страной неделю гулял на королевской свадьбе. В феврале 2016 года у них родился первенец.



Экономика и реформы

Ход реформ для пущего эффекта лучше привести в хронологическом порядке.

1958 год — отмена рабства. В 1962-м открыто первое почтовое отделение в стране. 1971 год — Бутан стал членом ООН. С 1974-го выходит еженедельная правительственная газета, независимые издания появятся аж через 30 лет. В 1980-х заработали первые кинотеатры и первая радиостанция. 1989-й — введен дресс-код Дриглам Намджа, согласно которому все жители Бутана в общественных местах должны носить национальную одежду, а при визите в районный дзонг еще и специальный церемониальный шарф. В 1992 году введен отбор на конкурсной основе лучших выпускников школ и колледжей для обучения за границей за государственный счет. 


1999-й — появление телевидения: Бутан на то время был единственной страной без говорящего ящика. В 2004-м введены запреты: на курение по всей стране, на использование химических удобрений и химических ингредиентов, на экологически вредные производства. В 2006 году в стране появился выборный парламент и конституция. В 2007-м — сотовая связь и Интернет. В 2014 году связью обеспечены 90% населенных пунктов страны (даже высоко в горах) и практически везде введен стандарт 3G.
Акценты:
К парламенту в Бутане до сих пор не привыкли и называют депутатов mistaken people. Причем живут парламентарии во время каденции в особом районе, построенном специально для них и должном оградить от коррупционных соблазнов. Рядом с этим местом находится заповедник золотистых такинов — животных, являющихся национальным символом Бутана (что-то вроде дикого козла). Это соседство — предмет многих шуток.
В беспощадный индустриальный круговорот второй половины XX века Бутан нырнул со средневековой экономикой: ничего, кроме сельского хозяйства и натуральных отношений — даже деньги ходили лишь в столице страны Тхимпху и на границе с Индией. Для реформ требовалась валюта, и Бутан стал привлекать средства, пожалуй, наиболее оригинальным способом — стал продавать марки! Причем по совету первого побывавшего в стране американца, авантюриста от экономики Берта Тодда, Бутан стал выпускать самые оригинальные марки на планете: круглые, ромбические, на золотой фольге, с различными ароматами, марки — пластинки с местной музыкой, объемные марки. Они обрели статус настоящих коллекционных хитов, и в середине 1970-х средства от продажи марок составляли две трети валютной выручки страны. Бутанский опыт стал примером для всех микроскопических государств — сейчас марки удачно выпускают даже самые экзотические дыры мира.

Вступив в ряд международных организаций, Бутан получил доступ к кредитам и построил у себя две гидроэлектростанции. Сейчас основная валютная выручка идет от продажи электричества в индийский штат Ассам. Но в последнее время бутанцы принялись осваивать новый многообещающий рынок — туристический!
Акценты:
Согласно рейтингу Transparency International за 2014 год, Бутан входил в 40 наименее развитых стран мира, но с положительной динамикой, и занимал 17-е место по уровню противодействия коррупции. То есть коррупции в стране почти нет, Бутан в этом плане оказался в компании Сингапура, ОАЭ и Швеции.

Особенности национального туризма

Первые туристы в Бутане появились лишь в 1974-м. До этого времени попасть в страну можно было исключительно по личному приглашению монарха или члена королевской семьи. Вплоть до начала девяностых количество туристов в стране ограничивалось двумя тысячами человек в год. В 1991-м была организована государственная туристическая корпорация, и поток путешественников к 2000 году вырос до 10 тысяч человек. Сейчас в стране работает около 80 лицензированных туристических компаний, количество зарубежных гостей не ограничено и регулируется лишь наличием мест в отелях. В 2015-м Бутан посетило около 60 тысяч туристов.


Однако, несмотря на такое развитие отрасли, нюансы все же есть. Индивидуальным путешественникам визы не оформляют вообще. Тур необходимо купить у бутанского оператора, и удовольствие это недешевое: один день пребывания в королевстве обойдется в $250-300. Передвигаться по стране можно лишь по программе, разработанной принимающей стороной, либо в сопровождении местного гида. Гид, гостиница, трансферы по маршруту входят в означенную сумму. Авиаперелет оплачивается дополнительно.


Единственный международный аэропорт расположен в нескольких километрах от города Паро, в тесной долине одноименной реки на высоте более двух тысяч метров. Сюда совершает рейсы флагманская авиакомпания королевства Druk Air (конечно же, трактуется как что-то вроде «Дракон-авиа»). У нее лишь пять аэробусов А320 и совсем немного направлений: Индия, Непал, Бангладеш и Таиланд. Цены на билеты фиксированные, скидок практически не бывает. За рейс из Дели придется заплатить $450, из Катманду — $300. Несколько лет назад правительство Бутана разрешило посадку в Паро небольшим самолетам непальской компании Buddha Air, но цены на ее услуги не меньше.
Акценты:
Международный аэропорт Паро считается одним из самых сложных в мире, он работает лишь в светлое время суток, окружен горами высотой более 5 тыс. м, и летать сюда имеют право лишь около дюжины пилотов. Виртуозный маневр при посадке по праву считается первым ярким туристическим впечатлением от Бутана.
Бутан знает себе цену и также в курсе, что туристы готовы эту цену платить. Несмотря на открытость для иностранцев в последнее время, правительство сознаёт, что гости могут оказать влияние на уникальные и практически нетронутые ландшафты Бутана и его культуру. Поэтому туристическая активность здесь изначально ограничена, и предпочтение отдается путешествиям высшего класса. Отели в стране соответствуют требованиям не особо капризного европейца, в основном четыре звезды, но есть и роскошные — например Uma by COMO в Пунакхе входит в десятку гостиниц мира с лучшими видами, но за остановку в нем придется доплачивать.


Обычно тур рассчитан на пять дней, и в нем комбинируются: города с уникальной архитектурой и музеями, дзонги, пара горных монастырей, какой-то святой источник (их тут просто залейся) и этнографическая экскурсия — знакомство с бытом и традициями коренных бутанцев. Причем за вход в любой музей или монастырь деньги не берутся, а бытовые сценки не демонстративны — бутанцы в селах живут точно так же, как несколько веков назад. Разве что разговаривают с соседями теперь по мобильнику.

Люди очень любопытны и приветливы, но не навязчивы. В стране обязательно среднее образование, и обучение после четвертого класса ведется на английском языке, потому его сносно знают даже в отдаленных районах. Если запланируете визит на начало октября — сможете попасть на 15-дневный праздник Дашайн. Это нечто среднее между Днем благодарения и праздником урожая, но умноженное на 15, плюс тантрические практики, вводящие в транс танцы богов и демонов в исполнении монахов из ближайшего дзонга и соревнования по метанию дротиков или стрельбе из лука.


Кроме прочего, при поддержке правительства оборудуются горные тропы с необходимой инфраструктурой — хижины для ночлега, сопровождение туристов с лошадьми и яками. Самый загадочный, красивый и дорогой маршрут — Тропа снежного человека с двумя перевалами за 5 тыс. метров. Судя по названию, если в Бутане не удастся встретиться с драконом, есть не менее легендарная альтернатива.
Акценты: 
С 2015 года поездки в Бутан предлагаются и украинскими компаниями, конечно же, в контакте с местным оператором. Уже несколько десятков соотечественников побывали в дзонгах и приобщились к счастью по-бутански.

Первые в очереди за счастьем

В высшем государственном законе Бутана — конституции — записано, что в числе идеалов страны: закрепление свободы, обеспечение справедливости и спокойствия, увеличение единства, счастья и благополучия людей. На их достижение должны быть направлены усилия как администрации, так и самих граждан.


Резкая модернизация с наводнением Бутана потребительскими товарами могла бы привести к социальным потрясениям или к превращению страны в индустриальную колонию или банановую республику. И потому за реформы взялись основательно, но плавно, и главным маркером правильного или неверного движения стали опросы жителей на предмет валового национального счастья, что проводятся раз в два года на основе 150 различных показателей. Т. е. обмануть социологов даже при искренней любви к королю сложно. По итогам этих импровизированных референдумов принимаются те или иные экономические и культурные решения, составляются многолетние планы — экономика в государстве плановая.


В данный момент жители Бутана больше счастливы, чем несчастны, однако куда плывет этот утлый утопический челнок сквозь беспощадные волны глобального рынка, сказать сложно. Но, может, пока мы цинично взираем на него с роскошных палуб наших индустриальных лайнеров, то не замечаем, что большинство из них — лишь клоны «Титаника» с кое-как залатанными дырами от столкновений с айсбергами кризисов последних лет, а когда накроет особо серьезная волна — именно Бутан окажется непотопляемым, да еще и спасет кое-кого из наиболее самонадеянных.
Акценты:
Международный день счастья отмечается во всем мире 20 марта. Праздник был учрежден Генеральной Ассамблей ООН 28 июня 2012 года с целью поддержания идеи, что стремление к счастью является неотъемлемым желанием каждого человека на планете. Предложение было внесено на рассмотрение в Генеральную Ассамблею ООН Королевством Бутан и поддержано представителями всех 193 государств — членов ООН.
Технологии Blogger.