Ads

Новости

Titulo

Новая Киноландия: часть I — Голливуд, каким его задумывал Бог...


О том как небольшое государство в Тихом Океане стало Меккой кинобизнеса и кинотуризма...

Новая Зеландия, что находится в самом малопосещаемом уголке планеты ориентировала часть экономики на производство кино, тем самым открыла потрясающие источники дохода и стала одним из самых популярных туристических направлений мира. Рассказываем как ей это удалось, а так же приглашаем вас посетить самые известные киноточки страны и советуем несколько роскошных фильмов, которые стоит посмотреть помимо эпичных приключений Хоббитов.

Текст: Владимир Красноголовый


10-ти кратная прибыль

В бюджете Новой Зеландии на 2017 год выделена сумма эквивалентная 305,94 млн. долларов США на поддержку киноиндустрии, причем она ориентирована как на глобальный, так и на внутренний рынок. $240 млн. будут направлены на то, чтобы заманить международные кинопроекты в Новую Зеландию, а $65,94 млн. — это финансирование собственного кино.

Наша киноиндустрия имеет репутацию одной из лучших в мире, и этот грант помогает отрасли конкурировать на международном уровне за широкий спектр проектов, что приносят рабочие места и новые экономические возможности Новой Зеландии”, — говорит министр экономического развития страны — Саймон Бриджес, — “С 2014 года такие гранты поддерживают около 50 международных кинопроектов, в настоящее время в отрасли работают 14 000 человек, занятых на более чем 24 700 рабочих мест или контрактов. Это стало нашим вкладом в глобальный сектор кинопроизводства, привлекая годовой доход в размере 3,3 млрд. долларов США для Новой Зеландии”.


Есть о чем задуматься: $3,3 млрд чистого дохода, при ВВП Новой Зеландии в $185 млрд за 2016 год. ВВП Украины, для справки — $93 млрд. Маржинальность киноиндустрии просто потрясающая! 

Господин Бриджес говорит, что эффективность вложений распространяется и  на другие отрасли, такие как туризм и технологии. Технологии, где задействованы искусственный интеллект и робототехника, первоначально разработанные для кино, адаптируются и используются в других областях, таких как медицина и сельское хозяйство, и в итоге все это приносит еще больший экономический эффект. Также это отличный вклад в рекреационный сектор Новой Зеландии, которая признана ведущим мировым местом для кинотуризма. 18 процентов гостей страны говорят, что они решили сюда приехать после трилогий “Властелин Колец” и “Хоббит”.


Средиземье до эльфов и орков

Кино уже давно стало для Новой Зеландии важнейшим из искусств, делом государственной важности. Для небольшой страны на краю света счастливый роман с этой индустрией — большая редкость. Как часто случается, успех этот был достигнут не от хорошей жизни. В середине восьмидесятых бывший доминион Британской империи решил: хватит быть сонной аграрной окраиной, тем более что льготы для Новой Зеландии на британском рынке постепенно таяли. “Киви”, как именуют новозеландцев, начали смелые рыночные реформы.


Страна диверсифицировала экономику, и в рейтингах легкости ведения бизнеса и свободы от коррупции теперь неизменно занимает первые места. Но и ухабов на этом пути немало. Имея скромный производственный сектор, Новая Зеландия обречена полагаться на слишком большую сферу услуг — 70% ВВП, 74% рабочей силы. Она чрезмерно зависит от пертурбаций в мировой торговле. Доля иностранных собственников в местных компаниях опасно высока (41%), а дефицит бюджета стабильно велик. К тому же в 2009 году из-за глобального кризиса “киви” сползли в рецессию, а некстати зачастившие землетрясения стирали целые проценты национального ВВП.


Взгляд Саурона с Калифорнийских холмов

Если бы не кино, Новую Зеландию трясло бы куда сильнее. Но, к счастью для нее, именно здесь выпало родиться режиссеру Питеру Джексону, который заново открыл свою родину для мира — и мира кино в том числе. Этот мастер малобюджетных задорных триллеров работал дома, а когда его с восхитительной черной комедией “Живая мертвечина” заметили в Голливуде — то не Фабрика Грез забрала Джексона, а он притащил Голливуд в Новую Зеландию. 


Взявшись за экранизацию Толкиена, Джексон был уверен: снимать натуру нужно в девственных красотах Новой Зеландии и обязательно силами местных специалистов, пусть и на американские деньги. Благо свои кадры были: ненавязчивая господдержка кино осуществлялась в стране с 1970-х годов. В Веллингтоне Джексону решили помочь приличной субсидией: здесь давно уже хватаются за любую возможность создать рабочие места и пополнить бюджет.

Акценты:
  • Легенда о появлении трилогии “Властелин колец” гласит, что безвестный новозеландский режиссер Питер Джексон обивал несколько лет пороги мейджор-студий Голливуда с роликом, демонстрирующим возможности и масштабы спецэффектов, что практически на коленке создали новозеландские энтузиасты из его студии WETA Digital
  • На самом деле, конечно, сумасшедшие по тем временам бюджеты никому не известному человеку не доверили бы. Изначально проект разрабатывался в конце 1990-х студией Miramax со зловещими братьями Ванштейнами во главе, для которой Питер Джексон уже снял не особенно успешный, но этапный в плане спецэффектов (уже созданных на WETA Digital) фильм “Страшилы” и эта студия только в подготовительные работы “Властелина колец” и в тяжбы по поводу авторских прав вложила около $15 млн. Однако Вайнштейны стремились всячески сократить бюджеты и урезать серию до одного двухчасового фильма, однако Джексон не согласился и, получив, к тому времени права на экранизацию в результате одного сомнительного судебного процесса — действительно пошел с протянутой рукой и эффектным 35-минутным роликом по ведущим голивудским студиям. 
  • Рискнул профинансировать проект Роберт Шей из New Line Cinema и даже в двойном размере компенсировал затраты Miramax. Не смотря на то, что это дочерняя контора голливудского гиганта Worner Bros., но с ее независимой политикой — проект, стоимостью в $250 млн был игрой ва-банк. Если бы фильм провалился — New Line Cinema, известную до того в основном по фильмам о Фредди Крюггере признали бы банкротом. Однако трилогия собрала почти 3 миллиарда долларов в прокате, 17 статуэток Оскара и стала явлением в истории кино.

После бешеного успеха киносаги ландшафты Средиземья навсегда приняли в сознании зрителей облик новозеландских гор, долин, рек и водопадов. Джексон, кроме того, был и сооснователем оскароносной студии компьютерных спецэффектов Weta Digital, которая размещается в Веллингтоне (во многом благодаря ей новозеландскую столицу теперь зовут Велливудом). Там прорисовывали и озвучивали неповторимые миры для десятков блокбастеров в дальнейшем. 



Другие отделы кинопроизводства у новозеландцев тоже свои. Студия нецифровых спецэффектов Weta Workshops славится своим реквизитом, а огромный киносъемочный комплекс в Мирамаре режиссер Гильермо дель Торо даже назвал “Голливудом, каким его задумывал Бог”. То есть фишка Новой Зеландии в том, что лишь собирай креативную команду, отправляй деньги, садись на самолет и лети туда — любое оборудование для съемок уже есть на месте, специалисты тоже, поспродакшн тут делают мощно и недорого в сравнении с расценками признанных мастеров цифры — ILM Джорджа Лукаса, плюс невероятно красивые локации.


В 2001 году, когда на экраны вышла первая часть “Властелина колец”, правительство Новой Зеландии поняло, что не прогадало с поддержкой: киношники ринулись арендовать природные красоты страны, да и туристов стало заметно больше. Кстати, часть декораций “Властелина” решено было сохранить, и Хоббитон, который возводили саперы новозеландской армии, — теперь одна из самых популярнейших во всем мире достопримечательностей. “Хоббита”, понятное дело, Джексон тоже предпочел снимать на родине. 

Еще пейзажи Новой Зеландии можно увидеть в фильмах “Десять тысяч лет до нашей эры”, “Люди Икс: Начало. Росомаха”, “Кинг-Конг” (опять-таки Питера Джексона). Все части “Планеты обезьян” снимались здесь — а вы до сих пор думаете, что там Сан-Франциско с постапокалиптичным налетом? “Последний самурай” с Томом Крузом — да уж, так вышло, что Новая Зеландия и с ролью допромышленной Японии справилась на отлично. “Мстители”, “Прометей”, “Человек из стали”, даже “Район №9” — это совсем не пригороды Йоханесбурга. Не отстают и режиссеры индийского Болливуда: они снимают в Новой Зеландии в среднем по одной крупной ленте в год.


И вот результат: в 2012 году доходы страны от кинопроизводств достигли рекордной суммы в 2.5 миллиарда долларов — тогда это составило 2,5% национального ВВП, а в 2016, как мы знаем уже $3 млрд. Благодаря блокбастерам Новую Зеландию стали узнавать во всем мире, и прибыль от туризма в последние годы росла как на дрожжах. Сейчас он обеспечивает почти 4% ВВП (вместе с кинотуризмом, в том числе благодаря специальным кинотурам), а сопутствующие отрасли благодаря этому увеличили свою долю в экономике на 5%.

Серьезный импульс получил и внутренний туризм: доходы местных операторов растут даже вопреки тому, что поток иностранцев во время кризиса был нестабилен. Так вот своеобразно Новая Зеландия участвует в международном разделении труда.


Справедливости ради отметим, что конкуренция на рынке “стран-кинопавильонов” нарастает, а кинолокации, скажем, “Игры престолов” уже не менее легендарны и актуальны, чем Хоббиттон. Канада и ряд штатов США тоже заманивают киношников субсидиями, поэтому, например, “Железного человека – 3” продюсеры предпочли снимать в Северной Каролине, а “Гравитацию” — в канадском Ванкувере. Европейцы не поедут на край света, так как мощные производственные базы и шикарные экзотические локации тут предоставляют Мальта и Марокко. Также традиционно сильны в базах для европейского кинопроизводства Венгрия и Чехия. Но Голливуд, похоже, все еще пленен Новой Зеландией и не последнюю роль в этом в текущий момент играют “синие человечки


Кинохлопушка Пандоры

Легенда кино — человек, что роботов-убийц и затонувшие корабли легко превращает в сумасшедшие доходы, Джеймс Камерон в Новой Зеландии создал “Аватар”, революционный и самый прибыльный фильм всех времен, собравший в совокупности в прокате 3 миллиарда долларов. Мало того — мощности WETA digital сейчас практически полностью задействованы в содании трех продолжений Аватара, прорисовки мира планеты Пандора и, возможно еще каких-то неизвестных миров из головы Камерона.


9 декабря 2013 года на совместной пресс-конференции продюсеров “Аватара” и правительства Новой Зеландии премьер-министр страны Джон Ки торжественно объявил о запуске производства трех продолжений “Аватара” и щелкнул символической кинохлопушкой. То, что жизнь и борьба синих пандорианцев дело государственной важности так же подтверждают налоговые льготы в 25% для всех процессов, связанных с “Аватаром” и грант от Новой Зеландии, сумма которого не разглашается.


Джеймс Кэмерон переехал в Новую Зеландию вместе с семьей, и похоже навсегда. Премьера первого из продолжений намечена на рождество 2020-го года и именно в Веллингтоне — столице страны. Говорят, что производство создало несколько тысяч рабочих мест и что бюджеты Аватаров  “все-таки меньше миллиарда” — что делает этот кинопроцесс самым дорогим за всю историю “важнейшего из искусств”. Прямые инвестиции в экономику Новой Зеландии при этом оцениваются примерно в $400 млн. Ящик Пандоры, похоже, набит деньгами...

Продолжение следует...
Технологии Blogger.