Шведы знакомы нам благодаря Полтавской битве, АBBA и VOLVO. Финляндия напоминает о себе одноимённой водкой, офисной бумагой и несдающейся Nokia. А Норвегия…
Спросите о ней у среднестатистического украинца, и гарантированно всплывут «викинги», «рыба» и «фьорды»! Самые продвинутые ещё назовут Тура Хейердала и только полные эрудиты – Альфреда Нобеля с его динамитом.
До сих пор из всех Скандинавских стран Норвегия остаётся для нас самой загадочной. «Тем интереснее!» – уверен профессиональный путешественник Антон Шевелёв. Если хотите удивительного – езжайте в зимнюю Норвегию охотиться за северным сиянием, искать троллей и ронять дроны на музеи.
Беседовала Елена Тархова
Фото Антон Шевелёв
Если тянет созерцать настоящую красоту, неторопливо смакуя её по кусочку, словно вкусно запечённую сёмгу, то вам определённо сюда. Норвегия – страна настоящего северного Дзен.
Приехали из мегаполиса? Молчите, смотрите, вдыхайте, наслаждайтесь спокойствием. Очищайте душу и лёгкие. Но это – потом. Для начала забронируйте всё заранее, особенно авиаперелёт. При этом важно не промахнуться с аэропортом. Потому что, вылетая из Киева, можно приземлиться в Саннефьорд Торп, в 120 км от Осло. И тогда всё сэкономленное на лоукосте уйдёт на то, чтобы доехать до столицы. Поэтому лучше выбрать рейс с посадкой в аэропорту Гардермуэн – из него за 25 минут доберетесь в Осло на поезде за 10 евро.
Норвегия открыта для туристов, но специально к ним не готовится. За пределами столицы нет большого разнообразия отелей. В большинстве туров можно рассчитывать на рыбацкие домики-коттеджи. Поэтому бронируйте места за 2-3 месяца.
Норвегия – это страна трех «очень». Очень дорогая, очень красивая и очень спокойная. Коротко о первом: тарелка супа – 15 евро, пиво 0,33 мл – 11 евро, приличный отель – от 100 евро в сутки, хостел – 35-45 евро, литр бензина А-95 – 1,83 евро. Норвегия – в числе самых дорогих стран Европы. По этой причине местные жители частенько ездят в соседнюю Швецию заправляться и за покупками.
Праздничный «макияж» зимы: северное сияние
Исключительная красота, которую ну никак не вывезти за пределы королевства, – это северное сияние. И описывать его словами – всё равно, что пересказывать глухому живой концерт QUEEN на стадионе «Уэмбли». Можно полюбоваться на фото в инете или даже посмотреть на YouTube «Охотников за северным сиянием» (документальный фильм Антона Шевелёва), но ощутить всю мощь этой природной красоты можно только на месте. И желательно под потрескивание костра и древние легенды о могучем Торе и хитром Локи, охраняющих «выключатель» этого волшебного сияния на далеком Асгарде.
В Норвегии самое яркое северное сияние – на Лофотенских островах, за полярным кругом, вдалеке от больших городов. Здесь живут замечательные знатоки древних легенд в рыбацких домиках «рорбу» на сваях. Но Антон советует не называть здешних жителей «норвежцами». За это можно схлопотать «кусочек» северного сияния прямо под глаз. В этом путешественника эмоционально убедил завсегдатай местного паба. Как и многие островитяне, они считают себя особенными и обижаются, если их смешивают с жителями материка.
Все обитаемые острова Норвегии до сих пор связаны с рыбой и рыбаками. Атлантическая треска столетиями была главным продуктом страны. Поэтому деревянные домики на сваях и запах рыбы – привычные маркеры любого рыбацкого острова.
Особенный остров – Рунне. Его называют «островом сокровищ», но не за спрятанные пиратами сундуки с золотом, а за несметное птичье население острова, которое ворует провизию у туристов и густо покрывает остров белым помётом.
«Фитнес» на фьордах и селфи с Горошиной
Всё северное побережье Норвегии изрезано фьордами – длинными узкими зеркальными заливами. Время здесь замирает. Складывается впечатление, что окружающие скалы отсекают всякую связь с цивилизацией и суетой.
Официально самым красивым считается Гейрангер-фьорд, но Антону больше по душе пришёлся Люсе-фьорд. Пронзительно синяя водная гладь, огромные скалы Прекестолен и Кьераг, благородные молчаливые пейзажи. Есть что селфить и куда карабкаться, если в душе проснулся хайкер. Лестница от фьорда до вершины Прекестолен насчитывает 4444 ступеньки. Никакой фитнес не укатает так ваши ягодицы, как одно это восхождение!
Сюда легко добираться: Люсе-фьорд расположен недалеко от Ставангера – симпатичного приморского города, в котором есть где остановиться и к которому ведёт дорога национального значения.
И, наконец, здесь есть Кьерагболтен, камень-Горошина – размером с большой обеденный стол. Он застрял где-то 19-20 тыс. лет назад между двумя скалами на высоте почти 1 км прямо над фьордом! Но путь к Горошине – довольно сложный: скользко, круто, тяжело! Подъём под 40 градусов по гладким камням на полусогнутых. К счастью, в особо крутых местах имеются цепи, за которые можно ухватиться.
Взобраться на Кьерагболтен – это таки поступок, хотя технически и не особо сложный для человека с нормальной координацией и без боязни высоты! И, конечно, нужно обязательно сфоткаться на щекочущей воображение высоте Горошины! Теперь вы уже точно готовы к более длинному походу – на «Язык тролля»!
Троллинг по-норвежски
Норвегия – это больше страна троллей, чем викингов. От последних мало что осталось и то – больше в музеях и легендах. Их деревянные посёлки давно сгорели, корабли утонули, потомки утратили воинственность, а вот тролли – до сих пор на каждом шагу!
Среди местных достопримечательностей – «Язык тролля». Это узкая плоская скала, которая миллионы лет торчит на высоте 700 м над уровнем озера. Каких-то 11 км вверх и столько же потом вниз по скользкой горной тропе! Цель – взобраться, полюбоваться и сделать фото на узком тонком камешке над огромной пропастью. Но уходить туристы не спешат, считая «Язык тролля» местом силы. Многие усаживаются рядом с выступом и часами медитируют.
Затем отправляйтесь на «Лестницу троллей». Это трасса-серпантин между городами Олданснес и Валлдал с крутыми поворотами и чрезвычайно узкими местами. Острые ощущения от поездки гарантированы! По пути следования – необыкновенно красивые фьорды и парки. Также есть отвесная «Стена троллей», приют «Хижина в Стране троллей», гора «Колпак тролля» и даже целый горный одноимённый массив – Трольхеймен…
С каждым из них связана отдельная легенда. Но Антону больше всего понравилась история о Троллхолмсунде – ряде красивейших каменных монолитов. По легенде, это – тролли, которые с сундуком золота заблудились в этих местах и превратились на рассвете в камни. Кстати, золото так и не нашли. Возможно, повезёт вам!..
Как бесплатно вляпаться в историю
По мнению норвежцев, самый красивый город в их стране – Олесунн. Антон описывает его как открытку из 1907 года, когда весь населённый пункт был отстроен в стиле «ар нуво» после сильнейшего пожара на деньги германского кайзера Вильгельма I, который жутко любил отдыхать в местных окрестностях.
В Бергене, средневековой норвежской столице, кайзер не отдыхал, зато здесь жил и творил известный композитор Эдвард Григ, проводилось Евровидение, а сам город был признан культурной столицей Европы. Но приезжать сюда стоит в первую очередь для того, чтобы полюбоваться домами купцов ганзейского союза на набережной. Судя по ним, работникам ганзейской торговли жилось очень неплохо даже в XIV веке.
И, разумеется, Осло – с баснословно дорогой недвижимостью, деревянным музеем современного искусства и зданием муниципалитета, в котором вручается Нобелевская премия мира. Да-да, Альфред Нобель жил в Осло. Специально к приезду Антона премий не давали, зато ему с товарищем посчастливилось взобраться на крышу самой удивительной оперы. Её здание символизирует огромный обломок ледника, который однажды прибился к норвежскому берегу. На крышу оперы можно забраться прямо с земли по наклонному пандусу. Забираются все! Есть ощущение, что именно за этим сюда и приходят, – очень удобная для туристов архитектура.
Даже если нет дрона, с крыши оперы можно сделать шикарные панорамные снимки. Но Антон, как всегда, отправляется на охоту за прекрасным с дроном, который так и норовит в очередной раз влипнуть в историю. На этот раз в норвежскую!
И случилось это на полуострове Бюгдой. Здесь собраны главные музеи страны: и музей викингов, и морской музей, и музей Тура Хейердала со всеми его легендарными плавсредствами Кон-Тики и Ра-2, а напротив – музей Фрама, того самого корабля, на котором Амудсен зимовал в Антарктиде. Именно в это священное для норвежцев историческое место Антон и попал своим дроном. Из-за припаркованного возле морского музея военного корабля, напичканного современной электроникой, летающий гаджет внезапно «потерялся» в пространстве и рухнул прямо на «норвежскую историю», разбив при этом музейное окно. Об этом вопиющем происшествии написали все местные газеты!
Директор музея, громадный и суровый потомок викингов, за причинённый ущерб потребовал 500 евро, отдал дрон и… отпустил. Антон вернулся через полчаса с 200 евро, «мол, больше нет!». На что викинг при должности изрёк: «Ну надо же! Я вообще не верил, что вы вернётесь!». Вот так можно получить нехилое промо в печатных СМИ, а заодно познакомиться с норвежским чувством юмора.
От бирюзового льда до лыж на колёсиках
Настоящие потомки викингов живут в маленьких городах и деревушках. Они уверены в порядочности друг друга и торгуют через столики самообслуживания: возле дворов стоит расфасованная картошка или самая вкусная в мире клубника, рядом – ценник и коробка для денег и никакого продавца. Никому из местных даже в голову не придёт, что можно украсть продукты или деньги.
В больших городах настоящих норвежцев увидеть очень сложно. На улицах работают в основном «гости» из соседних стран, а коренные жители предпочитают творческие профессии дизайнеров, художников, архитекторов. По вечерам они обожают сидеть дома с семьёй. Хотя институт брака и трещит по швам: здесь очень поздно и без энтузиазма женятся, поздно рожают и всё чаще предпочитают гражданский брак.
На контакт норвежцы идут неохотно, с вопросами не пристают и в душу не лезут даже в баре. Алкоголь – больная тема! Даже мощных мужиков вдрызг «развозит» от банки пива. Виновата нехватка нужных антиалкогольных ферментов в их скандинавских организмах. Поэтому государство позаботилось о том, чтобы крепкие напитки можно было купить только в специальных алкомаркетах с очень коротким графиком работы. В обычных магазинах – только пиво и вино. А в выходные дни алкоголь не продается вообще.
Но на это норвежцы не жалуются, их больше заботит аномальная для их страны «жара». Подумать только: летом +9! Можно купаться и есть мороженое! Глобальное потепление становится очевидным по табличкам у ледника Бриксдайл: судя по динамике передвижения отметок, ледник «протянет» всего лишь 10-15 лет. Жаль! И особенно любителям виски с бирюзовым льдом, который можно добыть только здесь. Ещё в 1870 году Британское географическое сообщество профинансировало экспедицию на этот ледник только для того, чтобы организовать регулярные поставки бирюзового льда в Лондон.
Сами норвежцы за бирюзовым льдом не гоняются, а любят снег и своё национальное изобретение – лыжи. Если снега нет, катаются на лыжах… с колёсиками!
Рыбных тефтелек с джемом не желаете?..
Суровый климат – суровая кухня. Блюдо № 1 на норвежской домашней кухне – варёная крупными кусками картошка с майонезом. Из мясного: что поймали – то и съели! Едят лосей и морских птиц тупиков, готовят колбасу из оленины и китового мяса. Из уникальных блюд – латифиск (треска в щелочи), тресковая икра со сливками в тюбиках и, конечно, тефтельки из рыбных отходов.
Антон однажды видел, как наши туристы взяли их на завтрак, приняв за сырники (действительно, очень похожи) и, обильно покрыв черничным джемом, засунули в микроволновку. Пронзительный запах разогретой рыбьей требухи с джемом снится ему до сих пор!
Кстати, сама рыбалка с берега для городских норвежцев чисто спортивная: ловят и отпускают. А вот приезжие немцы и шведы арендуют трейлеры с морозильными камерами и не успокаиваются, пока их на заполнят. Такой азарт объясняется тем, что Норвегия – одна из немногих европейских стран, где можно ловить с берега без лицензии.
Норвежцы – чрезвычайно дисциплинированный народ. Если что не так, они просто звонят в полицию, «по-дружески» или «по-соседски» – для вашего же блага. Здесь это не значит «настучать», а наоборот – повсеместная норма социально ответственного общества.
Ситуация: на дороге моргает дальним светом встречная машина. Антон останавливается, думая, что что-то случилось. А её водитель подходит и вежливо сообщает о том, что он видел, как Антон за рулём разговаривал по телефону. Это неправильно. Поэтому он записал номер и сообщит в полицию.
И таких моментов, вызывающих у наших соотечественников культурный шок, – масса. Да, непривычно. Но, может, поэтому в Норвегии так спокойно, и страна по индексу человеческого развития – в числе лидеров. Все одинаково законопослушны, выделяться не принято. На дорогах громадное количество «немцев» и «ренжроверов» не старше 3 лет. Если даже каждое второе такси – Tesla или Jaguar, как тут выделишься? Ну разве что поедать рыбные котлеты с джемом, говорить за рулём по телефону и ронять дроны на музеи.