Ads

Новости

Titulo

Поль Гоген. В поисках потерянного рая

"Автопортрет" 1893
Какой бы увлекательной и захватывающей ни была официальная биография, она всегда отличается от реальной жизни. Для большинства из нас жизнь Поля Гогена – это история Чарльза Стрикленда, описанная в романе «Луна и грош».  И хотя в действительности жизнь художника лишь весьма отдаленно соотносится с его персонажем, талантливое описание Сомерсета Моэма дополняет официальную биографию, раскрывая новые грани, придавая личности мастера дополнительные оттенки и полутона.

Текст: Юлия Келина

Мятежная душа. Литературный вымысел

Литературный герой, прототипом которого выступает Гоген, абсолютно уверен в себе и своем таланте, на алтарь которого он без раздумий бросает семью, благополучную и обеспеченную жизнь, обрекая себя на страдания и нищенское существование.  Герой Моэма – жестокий эгоист, готовый ради своей мечты разрушить не только свою жизнь, но и жизни людей, которые его окружают. 

Его жизненный путь полон резких поворотов и превратностей, а его конец – драматичен. Тяжело больной и абсолютно ослепший, он рисует картины прямо на стенах своего дома, после чего умирает от проказы. И только врач, облегчающий страдания больного, видит его гениальные работы, потрясающие до глубины души. Такие чувственные и проникновенные произведения мог создать только человек, постигший глубины природы и открывший ее пугающие и прекрасные тайны. Но, увы, люди не увидят этих шедевров – по завещанию художника после его смерти дом будет сожжен вместе с его величайшими картинами…

«Красота, самое драгоценное, что есть в мире, валяется, как камень на берегу, который может поднять любой прохожий? Красота — это то удивительное и недоступное, что художник в тяжких душевных муках творит из хаоса мироздания. И когда она уже создана, не всякому дано ее узнать. Чтобы постичь красоту, надо вжиться в терзание художника. Красота — мелодия, которую он поет нам, и для того чтобы она отозвалась в нашем сердце, нужны знание, восприимчивость и фантазия…»
Роман «Луна и грош»

Конечно, в жизни Поля Гогена все было несколько иначе. Хотя главное его качество – абсолютная вера в свой талант и в гениальность своих произведений, а кроме того, безграничная уверенность в обязательном признании публики, безусловно, присущи ему, так же, как и его литературному образу. 

Это сейчас он считается одним из гигантов постимпрессионизма и зачинателей модернизма. При жизни он до конца оставался непризнанным гением. Он бежал от душного лицемерия парижских гостиных на тропические острова, которые считал первозданным раем, где люди ведут простую и невинную жизнь. Но это не принесло ему счастья, ведь, как показала реальность, все мы носим свой рай и свой ад с собой, и где бы мы ни оказались, наши демоны повсюду последуют за нами… Однако, именно благодаря этому он написал лучшие картины, которыми сейчас  могут наслаждаться ценители искусства по всему миру.

"Одна" 1893

В погоне за мечтой. Реальная жизнь

Он бросил работу, отправил жену и пятерых детей к родне в Копенгаген, посвятив все свои силы и время живописи. Конечно, это была полнейшая авантюра. Во-первых, Гогену было еще далеко до творческой зрелости. Во-вторых, новомодные импрессионистские картины, которые он писал, не пользовались у публики ни малейшим спросом. Поэтому вполне закономерно, что уже через год своей художнической «карьеры» Гоген основательно обнищал.  Последовали годы скитаний, творческого поиска и душевных метаний. Художник оттачивал свое мастерство, искал собственный стиль в живописи, но буйная жизнь французской богемы разочаровала его так же, как до этого уютный мирок парижских буржуа.

"Таитянский пейзаж" 1891
Поворотной точкой в жизни Гогена стала всемирная промышленная выставка (та самая, для которой была построена Эйфелева башня), проходившая в 1889 году в Париже. Гоген был просто в восторге от этнографической экспозиции, представляющей аборигенов французских колоний в Африке и на юге Тихого океана.  Именно она подвигла художника уехать на Таити. Изданный министерством колоний официальный справочник, посвященный острову, рисовал райскую жизнь. Вдохновленный изданием, Гоген в одном из писем того времени сообщает: «Вскоре я уезжаю на Таити, маленький островок в Южных морях, где можно жить без денег. Я твердо намерен забыть свое жалкое прошлое, писать свободно, как мне хочется, не думая о славе, и в конце концов умереть там, забытый всеми здесь в Европе».

Это было бегство от суеты, лжи, ханжества. Там, на далеком острове художник надеялся найти воплощение своей мечты о жизни в гармонии с природой и людьми, о том, что там он сможет, наконец, постичь таинственный смысл явлений, обрести самого себя, выразить то, что его переполняло. 
Акценты
Плоскостные формы, живые  краски и декоративные композиции – все эти находки послужили отправными точками  для творческих  экспериментов будущим поколениям художников.
Его первый приезд на Таити представляется чудесной сказкой, обретением потерянного рая среди первобытной экзотической природы. Он нашел небольшую деревушку, где купил себе хижину. С одной стороны от хижины плескался океан, а с другой – виднелась гора с огромной расщелиной. Подчинившись медлительному ритму таитянской жизни, он впитывал в себя яркие краски первозданного Эдема. Как он сам говорил, он нашел там, «отсутствие цивилизации и полное одиночество», которое «вновь возродит мое воображение и даст моему таланту осуществиться полностью».

Художник внимательно изучает новый для европейцев мир, его историю и культуру, а его талант разворачивается в полную силу. На его полотнах оживают образы людей, пребывающих в гармонии с природой, картины дышат ощущением земного рая, Золотого века человечества. Среди призведений, написанных в этот период, – «Таитянская женщина с цветком», «Манао Тупапау – Следящий Дух мертвого», «Женщина, держащая плод (куда ты идешь?)», «Таитянские пасторали» и множество других. Здесь, на Таити, Гоген написал более  80 полотен, ставших бесценными сокровищами мировой живописи.

"Женщина, держащая плод (куда ты идешь?)" 1893
Хотя на картинах Гогена Таити выглядит, как кусочек рая,  его жизнь отнюдь не была легкой и безбедной. Практически все деньги ушли на покупку участка земли и хижины, к тому же его угнетали мысли о брошенной семье.  Только ожидание славы придавало ему сил. В 1893 году болезнь и нищета заставили Гогена вернуться в Париж,  где его ждало все то же непонимание. Его работы публика не поняла и не оценила, аукционы не принесли дохода, а выставка с треском провалилась. Получив небольшое наследство, художник вновь покидает Францию, на этот раз навсегда

Приехав на Таити во второй раз, он снова пишет картины, работает журналистом, женится на юной туземке. Однако нельзя сказать, что его жизнь, наконец, наладилась. Мастера преследуют депрессии и болезни, причина которых – нищета и непризнание его творчества. Но, несмотря ни на что, его картины сияют торжеством свободы и любви, его пейзажи завораживают, девушки обнажены, а вокруг царит мир, покой и благоденствие.


Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?

Со временем Гогена все больше занимают метафизические вопросы о смысле жизни и ее предназначении. Своеобразным итогом его поисков, его «творческим завещанием» стало монументальное панно, названное им «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?». Оно стало самой важной и самой знаковой его работой. «Я вложил в эту картину, прежде чем умереть, всю мою энергию, такую скорбную страсть в моих ужасающих обстоятельствах, и видение настолько ясное, без исправлений, что следы спешки исчезли, и в нем видна вся жизнь», – утверждал он в одном из писем.

Эта картина стала живописной поэмой, аллегорией на тему человеческой жизни, где конкретные образы обратились в возвышенную идею, а материя – в дух. По указанию самого Гогена картину следует читать справа налево: три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии. Три женщины с ребенком представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти, кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у ее ног «странная белая птица... представляет бесполезность слов»…

"Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?" 1897
В конце своей жизни он перебрался на остров Доминик, где больной и одинокий умер 8 мая 1903 года. После его смерти в мастерской нашли около 10 картин. Они были распроданы по ничтожной цене. Однако в 1906 году на выставке в Париже случилось то, о чем художник мечтал всю жизнь: критики, публика и коллекционеры признали его великим мастером, а его работы – гениальными. 

Десятки корыстолюбивых торговцев ринулись на Таити, чтобы скупить его произведения, попавшие к частным лицам. Сейчас на острове картин Гогена нет. Его семья также не воспользовалась нахлынувшей славой – все было давно распродано за гроши. Сегодня из 600 известных картин и рисунков 21 находится в Копенгагене, 15 работ – в Эрмитаже и 14 – в Музее изобразительных искусств им. Пушкина.

Как бы пафосно это ни звучало, Поль Гоген – пример мастера, творца, который положил свою жизнь на алтарь искусства.

Технологии Blogger.