Считается, что больше половины всех культурных ценностей Европы сосредоточено в Италии. И это не удивительно — яркое солнце, ласковое море, кристально-чистый воздух и потрясающей красоты ландшафты просто не могли не породить величайших художников и поэтов, не вдохновить их на шедевры. Итальянские города — настоящие музеи под открытым небом. Здешняя культура прошла непрерывный путь от античности через Средневековье, Ренессанс, готику и барокко к современности. И во все века эта благодатная земля рождала самых великих гениев, самые захватывающие сюжеты и самые прекрасные шедевры.
Текст: Юлия Келина
Урбино
С детских лет — видения и грезы,
Умбрии ласкающая мгла.
На оградах вспыхивают розы,
Тонкие поют колокола.
А. Блок
Урбино — удивительно красивый город-замок, который выглядит словно декорация к средневековой пьесе. Он буквально переносит нас в XV век, когда это поселение было одним из центров итальянского Возрождения. В ту пору Италия была раздроблена на множество маленьких государств, правители которых соревновались в величии и изяществе своих дворов. Они развивали искусство, покровительствовали художникам, литераторам, музыкантам, ученым и философам, строили дворцы и храмы.
Своим современным обликом Урбино обязан герцогу Федериго да Монтельфельтро, который задумал построить «идеальный город» и пригласил для этого архитекторов и художников со всей Европы. Именно тогда был построен великолепный палаццо Дукале (герцогский дворец), внесенный сегодня в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО как один из красивейших дворцов в Италии. Богатейшим коллекциям герцога завидовали в Ватикане, он основал один из старейших университетов Европы, его собрание старинных рукописей не имело себе равных, он покровительствовал художникам и ученым, что повлияло на развитие не только итальянской, но и всемирной культуры.
Но наибольшую славу Урбино принесло событие, которое произошло вскоре после смерти Федериго. 28 марта 1483 года в семье придворного живописца Джованни Санти родился один из величайших художников планеты — Рафаэль. Благодаря отцу Рафаэль получил прекрасное образование и рано познакомился с утонченной жизнью герцогского двора. Позже, когда жизнь сводила его с заказчиками из самых высоких слоев общества, он славился своей выдержкой и умением общаться с людьми. За свою недолгую жизнь Рафаэль успел создать множество картин, фресок, портретов, а кроме того, он был талантливым архитектором, руководил археологическими раскопками и писал стихи.
Здесь, на улице Via Raffaello в доме 57, где художник родился и провел первые годы своей жизни, сегодня дом-музей, который выглядит так, будто в нем все еще живут люди. Мебель XV века, картины Джованни Санти, копии работ Рафаэля, его портрет, рукописи, работы Браманте, собрание знаменитой урбинской керамики, внутренний дворик с колодцем, раковина и пестик для растирания красок, кухня, где полностью воссоздан интерьер той эпохи, фреска с изображением Мадонны работы мастера. Все в этом доме дышит благодатью и умиротворенностью, которая исходит от полотен и фресок мастера. Для современников Рафаэль был воплощением добродетели, для потомков в его творчестве воплотилась гармония, покой, душевная чистота и ясность.
Художник умер в Риме в свой 37-й день рождения и с высочайшими почестями похоронен в Пантеоне. На его мраморном саркофаге написано: «Здесь тот знаменитый Рафаэль. Пока он был жив, Природа боялась, что он ее покорит. Когда он умирал, Природа боялась умереть вместе с ним».
Эпоха Ренессанса подарила человечеству четырех величайших гениев — Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микеланджело и Тициана. Каждый из них создал целый мир, законченный, совершенный и вознес искусство на высоту, ранее недоступную человеку.
Пезаро
Пезаро — небольшой приморский городок, основанный римлянами в 184 году до н. э. Главная муза этой местности — Музыка. Ведь здесь родился Джоаккино Россини. Можно не разбираться в классике, ничего не знать об опере, но о «Севильском цирюльнике» слышали все! Семья композитора переехала в Болонью, когда ему было 8 лет, но в Пезаро по-прежнему чтят маэстро. Город считается колыбелью его творчества, а сам композитор вошел в историю под именем Пезарского лебедя.
Сердце города — Народная площадь, заложенная еще римлянами. В самом ее центре расположился изящный фонтан со скульптурами морских коней и тритонов. Ее окружают три дворца — Бавьера, Городской (Комунале) и Герцогский (Дукале), построенный Алессандро Сфорца в XV веке. От площади ведет улица Россини, на которой стоит знаменитый оперный театр имени композитора. Он был сооружен в 1637 году и тогда назывался Театр Солнца, а в 1818-м получил имя знаменитого уроженца Пезаро.
Небольшой домик, где родился маэстро, довольно непримечателен, и его легко не заметить. Узенький, невысокий, стены XV века, реконструированные в XVIII. Ко времени, когда здесь решили сделать музей, в 1904 году, ничего подлинного из жизни композитора здесь уже не сохранилось. Но ситуацию исправил французский коллекционер Альфонс Юбер Март, оставивший городу Пезаро много вещей, связанных с Россини. Сегодня в музее можно увидеть портреты самого Пезарского лебедя, певцов, прославившихся исполнением его опер, изображения сцен из них, спинет, на котором он играл в юности.
Начиная с 1980 года, каждый август здесь проводят музыкальный фестиваль, который год от года пополняется все новыми постановками раритетов Россини, которых нигде больше не услышать. В разные годы фестивальную афишу украшали имена таких известных певцов, как Монсеррат Кабалье и Лючия Валентини, Джун Андерсон и Эва Подлесь, Грегори Кунде и Хуан Диего Флорес, Патриция Чьофи и Лучано Паваротти.
Россини оставил завещание, в котором выразил пожелание, чтобы в его родном городе появилось музыкальное учебное заведение. Уже спустя 14 лет воля маэстро была исполнена — в Пезаро появился музыкальный лицей, который позднее стал консерваторией имени Джоаккино Россини. Сегодня это серьезный вуз с очень солидной репутацией, видными педагогами и выпускниками.
Маэстро был не только великим музыкантом, но и страстным кулинаром, дорожившим своими рецептами едва ли не больше, чем операми! Как-то он признался, что плакал всего три раза в жизни: когда была освистана его первая опера, когда он услышал игру Никколо Паганини и когда во время прогулки в лодке в воду упал фазан, нафаршированный трюфелями.
Партитуры Пезарского лебедя столь же многочисленны, как и составленные им меню и рецепты. Этот талантливый человек любил жизнь, любил Творца, любил свой солнечный край и своих соотечественников.
Акценты
В центральной части города стоит крепость Рокка Констанца, возведенная в XV веке. В ее постройке принимал участие Леонардо да Винчи. Кроме того, в городе есть богатейшая картинная галерея с шедеврами эпохи Возрождения и кафедральный собор, появившийся на заре христианства, с древнейшим мозаичным полом.
Градара
...Я рассердился больше всего на то,
Что целовались не мы, а голуби,
И что прошли времена Паоло и Франчески.
А. Блок
Этот небольшой городок на холме, расположенный в 27 км от Римини и в 13 км от Пезаро, знаменит своим замком, где в 1286 году разыгрались невиданные страсти, которые веками вдохновляют на бессмертные произведения поэтов, художников и композиторов. А влюбленные со всего света стремятся приехать сюда в День святого Валентина, чтобы оказаться там, где любили друг друга легендарные Паоло и Франческа, воспетые великим Данте.
Владелец Градары герцог Малатеста решил женить своего старшего сына на дочери синьора Римини, красавице Франческе. Жених, Джованни по прозвищу Калека, был немолод и некрасив, но имел младшего брата Паоло, юного и привлекательного. Чтобы свадьба прошла гладко, на сватовство и венчание был отправлен Паоло, чтобы жениться «по доверенности». Родители не учли только одного — едва встретившись, Паоло и Франческа влюбились друг в друга, и никакое чувство долга не могло их разлучить. Во время одной из тайных встреч Джованни внезапно ворвался в комнату жены. Паоло поспешил скрыться в другую дверь, но зацепился плащом. Ревнивый муж заколол обоих кинжалом.
Такую историю услышал Данте Алигьери от племянника Франчески Гвидо да Полента, когда гостил в его доме. И вот в «Божественной комедии» во втором круге ада мы видим Паоло и Франческу — влюбленных, которые не разомкнули объятий даже в чистилище.
Такова легенда. Исторические факты, однако, говорят несколько о другом. Ко времени событий Франческа уже не была юной прекрасной девушкой. Она была солидной дамой, воспитывающей дочь. И тайных встреч тоже не было — она просто коротала время за чтением книг вместе с братом мужа. Именно за этим занятием их и застал Джованни и, приняв дружеский поцелуй за проявление страсти, не раздумывая, убил обоих.
Подробности о тайных встречах и секретных ходах появились позже, когда вышла в свет трагедия Габриэле д’Аннунцио «Франческа да Римини».
У Данте ничего не говорится о супружеской измене, но в Средневековье всякая любовь считалась греховной, и поэт поместил в ад влюбленных, а не убийцу-мужа. Но именно эта история из «Божественной комедии», породила легенду о любви, вдохновившую очень многих художников, музыкантов и писателей.
Данной истории посвящали свою музыку Чайковский и Рахманинов, Дзандонаи и Направник, ее изображали на своих полотнах Ари Шеффер, Александр Кабанель, Энгр и Гюстав Доре, скульптура Родена «Поцелуй» тоже навеяна этим сюжетом. И, конечно, она не раз была воспета в литературе и в кино.
Здесь в старинном величественном замке жила и другая женщина, вошедшая в историю, — Лукреция Борджиа, что стала второй женой герцога Джованни Сфорца. Эти древние стены, строгие залы, восхитительные фрески манят историков, писателей, влюбленных и романтиков, погружая их в атмосферу средневековья, неразрывно связанную с именами Малатеста, Сфорца, Делла Ровере и Фаренце — семейств, без которых невозможно представить историю Италии.